Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства

Задание: Знакомство с видами и возможностями использования наглядного материала на уроке ИЗО.

Значение наглядных пособий в учебном процессе. Оснащение уроков наглядными пособиями (количество, содержание). Способы изготовления. Методика демонстрации наглядных пособий.

Наглядность в преподавании изобразительного искусства занимает ведущую роль. При объяснении нового материала наглядные пособия дают возможность преподавателю активнее включать учащихся в беседу и проверять степень понимания наблюдаемых явлений и правил рисования.

Виды наглядных пособий

1. Плакаты-таблицы.

Могут быть представлены в виде:

а) плаката с изображением отдельных предметов и явлений природы;

б) плаката с методической последовательностью изображения конкретного задания (поэтапное выполнение конструкции какого-либо объекта, схематические рисунки, выполнение учебного задания в определенной технике).

Например: Отдельные изображения объектов пейзажа – деревья, различные состояния природы и серия методических листов с последовательностью изображения композиции пейзажа. Подобные рисунки-таблицы могут заменить рисунок учителя на классной доске, способствуют экономии времени.

2. Динамическое пособие:

а) пространственная динамическая модель, объясняющая конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени.

Например, для демонстрации явлений перспективы используют модели вращающихся кругов на подставках, квадратных досок на подставках и т.п. При изучении конструкции и различных движений человека или животного используют манекены фигур, проволочные и картонные модели;

б) фланелеграф;

в) транспаранты на пленке для кодоскопа и др.

3. Пособия с использованием средств ТСО:

а) серия транспарантов (не менее 4-х этапов) ;

б) компьютерная графика либо кинофрагмент.

Все виды наглядных пособий могут быть выполнены с использованием мультимедийных средств и представлены на электронных носителях.

Рекомендуемая литература: 6, 7, 12, 13, 57.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды наглядных пособий.

2. Роль и место рисунков учителя, выполненных мелом на классной доске.

3. Какие компьютерные программы можно использовать для изготовления наглядных пособий?

3. Составление карты критериев для анализа детских рисунковЗадание: изучение психологических особенностей рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Выявить типичные недостатки в изобразительном творчестве детей. Познакомиться с различными позициями объективного подхода к изучению детского творчества в изобразительной сфере.

Разработать критерии оценки детских рисунков на основе знаний возрастных особенностей детской изобразительной деятельности. Задание:

1. Разработка критериев одного изобразительного компонента по группе рисунков (например, варианты композиционного решения).

2. Подбор рисунков по одному критерию (например, подобрать рисунки, в которых работа ведется только локальными цветами).

Примерные критерии оценки:

Рисование с натуры: сходство с натурой в передаче формы, пропорций, цвета, конструктивного строения; линия в рисунке, композиция листа и др.

Декоративное рисование: декоративная переработка элементов природы, ритм, цветовое решение, передача формы, пропорций.

Тематическое рисование:композиционное решение, передача пространства, работа с цветом, владение изобразительным материалом.

Детальная проработка критериев по определенной теме.

Составление карты критериев по 5-7 блокам (25-30 критериев) для 10 человек. Сделать выводы из полученных результатов.

Рекомендуемая литература: 2, 6, 7, 12, 13

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные и индивидуальные закономерности характеристики детского рисунка.

2.Определить параметры, по которым оцениваются детские рисунки.

Наши рекомендации