Принцип коррекции «снизу вверх»
При реализации этого принципа в качестве основного содержания
коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже
имеющихся психологических способностей. Это принцип реализует-
ся в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понима-
нии коррекция поведения должна строиться как подкреплении (поло-
жительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения
с целью закрепления социально-желательного поведения или тормо-
жения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» стано-
вится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее
немедленное подкрепление. В центре коррекции наличный уровень пси-
хического развития, понимаемого как процесс усложнения, модифи-
кации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведен-
ческого репертуара.
5. Принцип системности развития психологической деятель-
Ности.
Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе
профилактических и развивающих задач. Системность этих задач от-
ражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохрон-
ность (неравномерность) их развития.
Реализация принципа системности развития психологической дея-
тельности в коррекционной работе обеспечивает направленность на
устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.
Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностичес-
кого обследования, итогом которого становится представление систе-
мы причинноследственных связей и иерархии отношений между сим-
птомами и причинами.
При определении стратегии коррекционной работы принцип систем-
ности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции
«сверху вниз»: системность анализа актуального уровня развития,
достигнутого ребенком к моменту обследования осуществляется с точ-
ки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм
психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяю-
щей зону ближайшего развития и перспективы.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных
усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения
коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекци-
онно-развивающего воздействия является организация активной дея-
тельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для
ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необ-
ходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Кор-
рекционной воздействие всегда осуществляется в контексте той или
иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу, основным направлением коррекцион-
ной работы является целенаправленное формирование обобщенных
способов ориентировки клиента в различных сферах предметной
деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном сче-
те, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа
строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная
осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся
в систему повседневных жизненных отношений клиента. В дошкольном
возрасте таким ведущим видом деятельности является игра.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам пред-
мет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы
коррекционной работы через организацию соответствующих видов де-
ятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
В психокоррекции отклоняющегося развития, помимо вышеуказан-
ных принципов, можно выделить следующие принципы:
1. Принцип комплексности (единый комплекс клинико-психолого-пе-
дагогических воздействий, осуществляемый различными специалистами).
2. Каузальный принцип коррекции, реализация которого направле-
на на устранение причин и источников отклонений в психическом раз-
витии ребенка.
Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление от-
клонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют раз-
личные модели объяснения причин трудностей в развитии (Г.В. Бур-
менская, И.И. Мамайчук, А.А. Осипова и др.).
Биологическая модель объясняет этиологию отклонений в разви-
тии снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель выносит проблемы, трудности и отклонения
в развитии в область аномального развития.
Интеракционистская модель подчеркивает значение сбоев и на-
рушений взаимодействия между личностью и средой для возникно-
вения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности
среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
Педагогическая модель усматривает причины отклонений в явле-
ниях социальной и педагогической запущенности ребенка.
Деятельностная модель ставит во главу несформированность ве-
дущего вида деятельности и других, типичных для данной возрастной
стадии видов деятельности.
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка ус-
матриваются либо в нарушении внутренних структур личности (З. Фрейд,
М. Клайн и др.), либо в дефицитарной, искаженной среде или объеди-
няют эти точки зрения. А отсюда, цели воздействия понимаются либо
как восстановление целостности личности и баланса психодинамичес-
ких сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения
и изменения среды и научения его новым формам поведения.
В отечественной психологии цели коррекционной работы определя-
ются пониманием закономерностей психического развития ребенка как
активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве
со взрослым.
формы работы:
Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции.
-- Классификация методов психолого-педагогической коррекции
-- Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции
-- Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности
-- Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.
-- Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком: их обоснованность.
-- Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога.