Общая характеристика нарушений общения в детском возрасте

Трудности в общении всегда сопровождаются высоким внутренним напряжением, нарушением речи, жестикуляции, вегетатики. Это проявляется в застенчивости, робости, неуверенности собеседника. Если вовремя не выявить и не устранить возникающие сложности в общении, то они могут привести к серьезным нарушениям общения. Нарушение межличностного общения - двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. [Куницина, Казаринова, Погольша, 2001]. Нарушения межличностного общения наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям, они трудно устранимы и требуют вмешательства психолога, коррекции через осознание и изменение системы отношений. Нарушения общения проявляются в болезненном взаимодействии, если в процессе контакта обращается внимание на те стороны личности, которые партнёр не осознаёт и которые вступают в противоречия с его представлениями о самом себе.

Например, человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий трудности в удовлетворении жизненных потребностей, может выбрать себе своеобразную «жертву»: задевать достоинство, публично высмеивать. Последствиями такого взаимодействия могут являться агрессия; беспокойство и страх; личностные нарушения.

Крайне трудно понять механизм возникновения трудностей общения и помочь человеку, который их испытывает, без знания истории формирования его отношений с людьми. Б. Г. Ананьев писал: «социальный генезис характерологических свойств, включая эгоцентрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не было совмещено с изучением взаимоотношений между людьми в той или иной структуре социальной группы» [Ананьев, 1977].

Нарушения общения, неспособность к глубокому психологическому контакту свойственны людям с определенной личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцентуированных личностей.

По определению А. Е. Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [Личко, 1983]. Акцентуации схожи с психопатиями, но отличаются умением акцентуированной личности приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Существенные нарушения поведения, общения, дезадаптация обнаруживаются лишь в трудных условиях. Например, скрытая шизоидная акцентуация может проявиться, когда к такому человеку бесцеремонно «лезут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов – задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации.

Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов, таких как взаимодействие представителей разных культур, наций, большая разница в возрасте, когда каждый собеседник выступает в роли носителя культуры и ценностей своего поколения, ошибки в понимании смысла и другие. Парыгин Б.Д. отмечает, «что препятствия в процессе общения могут быть как общепсихологического характера, так и социально-психологического» [Парыгин, 1999].

Психологические барьеры общения имеют различные истоки. Среди основных компонентов, создающих трудности в общении, специалисты выделяют сложность и уникальность личности как субъект общения. Рассмотрим наиболее распространенные коммуникативные барьеры, и причины их возникновения.

Барьер темперамента. Темперамент и характер личности играют важную роль в том, как будут строиться его отношения с окружающими.

Барьер характера. Характер - это свойства личности, накладывающие определенный отпечаток на всю жизнь человека и выражающие определённое отношение к миру и к окружающим людям, результат поведения человека в конкретных жизненных ситуациях.

Е. Жариков и Е. Крушельницкий выделяют восемь типов характера:

Для определения своего типа характера авторы предлагают ответить на высказывания (см. приложение 1).

Барьер манеры общения. Манера общения основывается на типе темперамента, характера и типа акцентуаций личности. Порой агрессивная или же изрядно пассивная манера общения может вызвать у собеседника неприязнь и затруднения в общении.

Барьер отрицательных эмоций. Эмоции - субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители (удовольствие, негодование, смелость, страх и т.д.). Главной функцией эмоций является то, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут судить о состояниях друг друга, без помощи речи. Умело используя эмоции можно резко усилить или ослабить скованность, робость в общении.

Барьер речи. Барьер речи возникает из-за допущенных речевых ошибок. Ибо речь - основное средство общения. Этот барьер заметно искажает слова говорящего. Барьер речи - это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному взаимодействию партнеров друг с другом.

Кроме этих форм нарушения способности к общению у детей встречаются и стойкие нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя). При аутизме у ребенка наблюдается особое нарушение его психического развития. Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте.

Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Нарушается потребность в общении и возможность социально взаимодействовать. Под "нарушениями общения" понимается не патология с речи, слуха, а общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха старается понять сказанное ему по артикуляции, то при аутизме ребёнок или игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно избегает их. Контакт с другим человеком носит формальный, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, эмоции аутичному ребенку не понятны. В таких условиях даже психические функции развиваются с отклонениями. Примерно в 70% случаев уровень интеллектуального развития оказывается сниженным.

Ближе всех ученых прошлых веков к проблеме людей с аутизмом подошел французский исследователь Дж. М. Итар, который на примере 12-летнего мальчика Виктора, жившего в лесах Аверона ("дикий мальчик из Аверона"), описал это состояние, назвав его "интеллектуальным мутизмом", тем самым выделив один из основных признаков - отсутствие или задержка речевого развития при ненарушенном интеллекте.

Диагностировать детский аутизм крайне трудно. Даже опытному специалисту требуется довольно много времени для наблюдений и анализа данного психического нарушения. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными [Морозов, 2002].

Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой вариант аномального развития ребенка. Аутичный ребенок погружен в мир собственных переживаний, отвергает внешний мир, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит никому в глаза, отстраняется от ласки близких. Он будто не замечает других людей. Может потряхивать руками, прыгать на месте или бегать на цыпочках по кругу, что-то шептать, выкрикивать отдельные слова или звуки и т. п.

Для таких детей характерна нецеленаправленная двигательная активность, заключающаяся в прыжках, хлопках, беге на пальцах, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз и других. Их беспричинная двигательная активность чередуется с периодами заторможенности, замираний в одной позе.

Детский аутизм был описан Л. Каннером еще в 1943 году, но многие аспекты этого заболевания до сих пор остаются неизученными. Сейчас РДА изучается во всем мире с учетом современных достижений фармакологии, нейрофизиологии, генетики, психологии, психиатрии и неврологии. Огромное внимание уделяется ранней диагностике аутизма. Основные группы признаков, составляющие основу диагностики РДА: нарушение контактов с окружающими, общие специфические отклонения в психомоторном развитии, специфические речевые и эмоциональные отклонения. Характерной особенностью развития аутичного ребёнка является неравномерное развитие в целом, а также отдельных психомоторных функций [Лебединская, Никольская, Баенская, 1989].

К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:

- классический аутизм Каннера (РДА);

- и варианты аутизма (аутические состояния разного генезиса).

Аутизм может возникать в виде осложняющегося синдрома при различных неврологических заболеваниях.

Итак, можно выделить основные причины возникновения РДА:

- это могут быть врожденные патологии нервной системы;

- ранние психические травмы;

- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

- недостаточность центральной нервной системы.

Термин парааутизм используется при не ярко выраженных проявлениях аутизма. Так, синдром парааутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна.

У детей с ранним детским аутизмом отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в необращенный к нему разговор. Лучше он реагирует на тихую, шепотную речь. Первые слова обычно появляются рано, редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, оставляет негативный отпечаток на перспективах речевого развития детей данной категории.

Вопрос о причинах развития этой патологии у детей задают чаще всего. Говоря о проблеме в целом - ее причины неоднозначны. Первенствующую роль играет наследственный фактор, хотя высокое воздействие оказывают и органические нарушения ЦНС на этапе внутриутробного развития, вовремя родов и в раннем детстве. Чаще всего эти факторы сочетаются. Иногда аутизм выступает как последствие перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.

Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. Если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут [Морозов, Морозова, 2003]. С основными правилами коррекционной работы предлагают ознакомиться Морозов С.А. и Морозова Т.И. (см. приложение 2).

Наши рекомендации