Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной, В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме безотносительно возраста дошкольников). Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и 11е горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух - рыбке '1егко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя
чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?
Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым
отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться.
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение 6. Как рыбка* плавает?
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом пере движения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачиваете, всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво. Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.
В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл - это сумма, элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.
Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или и аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Задания для студентов
1. Проанализируйте приведенный цикл наблюдений за золотой рыбкой, выделите наблюдения, которые посвящены: а) ее морфологическим особенностям; б) ее поведению (функционированию); в) среде обитания. Объясните, как разные наблюдения связаны между собой, как они отражают в целом морфофункциональную приспособленность золотой рыбки к жизни в водной среде.
2. Проанализируйте этот цикл наблюдений с других позиций -выделите следующие моменты: а) наблюдения, которые расширяют кругозор детей; б) наблюдения, которые помогают развивать нравственные чувства, формируют доброе отношение к природе; в) наблюдения, которые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого; г) наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие природы, умение замечать ее красоту.
3. Продолжите цикл наблюдений за золотой рыбкой - дайте номер, название и определите цель новых наблюдений, содержанием которых станут кормление золотой рыбки живым кормом; определение и подсчет количества внешних органов рыбки; функционирование глаз рыбы - ее способность видеть окружающее; улучшение среды - подключение рефлектора, определение его значения в экосистеме аквариума.
Задание для преподавателя
Проведите со студентами практическое занятие, на котором они разработают новые циклы наблюдений. Студентов можно объединить в малые группы по 4-5 человек, каждая выполняет свое задание - составляет цикл о хорошо знакомом растении или живот-! ном. По истечении отведенного времени студенты зачитывают свои разработки. Организуется их обсуждение.