Оборудование учебных мастерских
Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием индивидуального и общего пользования. К основному оборудованию индивидуального пользования относятся: в токарной мастерской — токарные станки, в слесарной мастерской — верстаки с тисками. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относятся станки для заточки инструментов, разметочные плиты и т.п.
Среднее количество оборудования общего пользования устанавливается в размере 10 % от всего оборудования личного пользования. Расстановка оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линейной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зависимости от формы помещения учебной мастерской.
Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудования, когда верстаки или станки располагаются в три-четыре ряда фронтом к рабочему месту мастера.
Учебные мастерские должны быть связаны между собой по технологическому процессу. Токарные — рядом с фрезерной. Мастерские, где работа сопряжена с большим шумом, выделением пыли, газа, должны быть изолированы. Норма площади на одного учащегося следующая: для токарей 8—11 м2, фрезеровщиков 9—12 м2, слесарей-сборщиков 4,3 м2. Ширина проходов между станками или верстаками должна быть не менее 0,8м, а проходы между рядами станков или верстаков не менее 1,2 м. Ширина проездов 2 м. Учебные мастерские должны соответствовать ПТБ, оборудование должно быть исправное, иметь ограждение, защитные устройства, заземление, безопасные средства работы.
Рабочее место учащегося
Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики и НОТ. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими можно было пользоваться удобно. Что берут правой рукой — кладут справа, что левой рукой — слева. Всякая вещь должна иметь свое место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает минимум утомительных движений при работе.
Рабочее место мастера ПО
Рабочее место располагается так, чтобы мастер мог видеть все рабочие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и учащиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250—300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснащение, эстетическое оформление учебно-производственными работами, оборудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Площадь подиума 12 м2. На подиуме размешается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.
6. Аттестация рабочих мест учащихся, мастера ПО, учёной мастерской
Аттестация производится для того, чтобы определить обеспечение комплексного технологического и методического оснащения процесса ПО в учебных мастерских и проводится в соответствии с «Положением об аттестации...», утвержденном 27.10.86 г. При аттестации обращают внимание на: технико-педагогический уровень рабочих мест мастера, учащихся; соответствие количества рабочих мест учащихся их контингенту; наличие всего оборудования, оснастки, инструментов, приспособлений, необходимых для выпуска продукции, предусмотренной учебной программой; оснащенность технологической документацией согласно требованиям ГОСТ, ЕСКД, ЕСТПП на изготовляемую продукцию.
Показатели рабочего места мастера: наличие комплекта учебной документации, учебных, методических, наглядных пособий; обеспеченность оптимальным набором ТСО, ЭВМ, тренажеров; уровень условий безопасности на рабочих местах в целом.
При рассмотрении внешнего оформления учебной мастерской обращают внимание на наличие:
— стенда-плаката «Квалификационная характеристика»;
— стендов-плакатов «ПТБ», «ПВР» (правила внутреннего распорядка), «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения учащихся в мастерской»;
стенда — организация рабочего места учащегося;
— щит образцов учебно-производственных работ, справочных таблиц и т.п.