Оборудование учебных мастерских

Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием индиви­дуального и общего пользования. К основному оборудованию индиви­дуального пользования относятся: в токарной мастерской — токарные станки, в слесарной мастерской — верстаки с тисками. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относят­ся станки для заточки инструментов, разметочные плиты и т.п.

Среднее количество оборудования общего пользования устанавливается в размере 10 % от всего оборудования личного пользования. Расстановка оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линей­ной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зави­симости от формы помещения учебной мастерской.

Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудо­вания, когда верстаки или станки располагаются в три-четыре ряда фронтом к рабочему месту мастера.

Учебные мастерские должны быть связаны между собой по техноло­гическому процессу. Токарные — рядом с фрезерной. Мастерские, где работа сопряжена с большим шумом, выделением пыли, газа, должны быть изолированы. Норма площади на одного учащегося следующая: для токарей 8—11 м2, фрезеровщиков 9—12 м2, слесарей-сборщиков 4,3 м2. Ширина проходов между станками или верстаками должна быть не ме­нее 0,8м, а проходы между рядами станков или верстаков не менее 1,2 м. Ширина проездов 2 м. Учебные мастерские должны соответствовать ПТБ, оборудование должно быть исправное, иметь ограждение, защит­ные устройства, заземление, безопасные средства работы.

Рабочее место учащегося

Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики и НОТ. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими мож­но было пользоваться удобно. Что берут правой рукой — кладут справа, что левой рукой — слева. Всякая вещь должна иметь свое место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает мини­мум утомительных движений при работе.

Рабочее место мастера ПО

Рабочее место располагается так, чтобы мастер мог видеть все рабо­чие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и уча­щиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250—300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснаще­ние, эстетическое оформление учебно-производственными работами, обо­рудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Пло­щадь подиума 12 м2. На подиуме размешается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.

6. Аттестация рабочих мест учащихся, мастера ПО, учёной мастерской

Аттестация производится для того, чтобы определить обеспечение комплексного технологического и методического оснащения процесса ПО в учебных мастерских и проводится в соответствии с «Положением об аттестации...», утвержденном 27.10.86 г. При аттестации обращают внимание на: технико-педагогический уровень рабочих мест мастера, учащихся; соответствие количества рабочих мест учащихся их контин­генту; наличие всего оборудования, оснастки, инструментов, приспособ­лений, необходимых для выпуска продукции, предусмотренной учебной программой; оснащенность технологической документацией согласно требованиям ГОСТ, ЕСКД, ЕСТПП на изготовляемую продукцию.

Показатели рабочего места мастера: наличие комплекта учебной до­кументации, учебных, методических, наглядных пособий; обеспечен­ность оптимальным набором ТСО, ЭВМ, тренажеров; уровень условий безопасности на рабочих местах в целом.

При рассмотрении внешнего оформления учебной мастерской обращают внимание на наличие:

— стенда-плаката «Квалификационная характеристика»;

— стендов-плакатов «ПТБ», «ПВР» (правила внутреннего распорядка), «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения уча­щихся в мастерской»;

стенда — организация рабочего места учащегося;

— щит образцов учебно-производственных работ, справочных таблиц и т.п.

Наши рекомендации