Тема 2. Педагогический профессионализм и мастерство учителя

10.Профессионально-личностное становление и развитие педагога (педагогический профессионализм: сущность и уровни). Понятие «педагогический профессионализм» используется и трактуется неоднозначно. В.А.Сластенин использует его для обозначения уровней квалификации педагога-практика[2]. Он выделяет три уровня профессионализма учителя, соответствующие трем типам новизны педагогического опыта: учитель-профессионал (работает на репродуктивном уровне), учитель-новатор (на продуктивном уровне), учитель-исследователь (на творческом уровне). И.Ф.Харламов под педагогическим профессионализмом понимает характеристику качества педагогической деятельности и выделяет несколько этапов его развития:

1) педагогическая умелость - основа профессионализма;

2) педагогическое мастерство ­- доведенная до совершенства педагогическая умелость;

3) педагогическое творчество – содержит элементы определенной новизны, которая чаще всего связана с модернизацией приемов учебно-­воспитательной деятельности. В работах Н.В.Кузьминой педагогический профессионализм представлен в виде двух составляющих: «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». В одном случае ставится знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство» (Т.В.Иванова), в другом - уровень сформированности мастерства называют профессионализмом (Ю.К.Бабанский), в третьем - рассматривают его как показатель мерыготовности к выполнению социальных, профессиональных и личностных задач (Т.И.Руднева[3]). И.Д.Багаева подчеркивает самостоятельность этой категории, имеющей лишь точки соприкосновения с категорией «педагогическое мастерство».

В педагогической литературе выделяются уровни профессионализма учителя: уровень грамотности - система методических знаний обо всех компонентах процесса обучения (потенциальная основа ремесла); уровень ремесла - система методических навыков осуществления обучающих действий (потенциальная основа мастерства); уровень мастерства ­- система методических умений, обеспечивающих выполнение профессиональных функций; уровень искусства как высшее проявление мастерства[4].

11. Имидж профессионала. Важную роль в успешном осуществлении профессиональной деятельности играет имидж - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывают ему окружающие.

Имидж профессионала[5] включает в себя такие компоненты: образ (возникающий при появлении человека и остающийся при его отсутствии); внешнюю составляющую (внешность, манеры, походка, речь, голос, жесты, мимика, одежда, прическа); внутреннюю составляющую (интеллект, способ мышления, помыслы, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция); процессуальную составляющую (формы общения, энергичность человека, профессионализм, темперамент, традиции, пластичность, реакции человека на ситуации, умение переключаться с одного вида действий на другие, эмоциональность); позиции, установки и легенду (ядро имиджа).

При поступлении учителя на работу ему необходим так называемый «self PR». Дипломированные специалисты ищут постоянную работу и сталкиваются с профессионалами, которые вырабатывают корпоративную политику и следят за набором персонала. Успешно сделать первые шаги на избранном поприще поможет соблюдение принципов построения имиджа: 1) воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на подсознание, чтобы у них помимо воли возникло приятное чувство, связанное с вашим именем; 2) создавая свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. В том числе - подчеркивать ваше отличие от других, приближенность ваших личностных характеристик к имиджу идеального учителя, символизировать автономные сферы (одежду, прическу, взгляд и т.п.).

При этом необходимо помнить, что создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. Обращаться к этому процессу целесообразно задолго до начала педагогической работы. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого. Обязательно необходимы эксперты со стороны, чье мнение стоит учесть при корректировке не устраивающего вас имиджа.

Привлекательность в глазах окружающих - самый важный аспект вашего личного успеха. Привлекательные люди часто и охотно улыбаются, обладают хорошим чувством юмора, ведут себя естественно, веселы, часто и охотно говорят комплименты, знакомы с этикетом и следуют ему, уверены в себе, умеют смеяться над собой, быстро вызывают человека на разговор о нем самом, осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы, дружелюбны, с ними легко в общении.

12. Сущность педагогического мастерства. Обратимся к рассмотрению сущности понятия «педагогическое мастерство». Его определяют, во-первых, как высший уровень педагогической деятельности (педагогическое мастерство проявляется в деятельности и характеризуется высоким уровнем умения решать педагогические задачи) и, во-вторых, как комплекс свойств личности учителя.

Практический опыт учителей-новаторов распространился в педагогической практике лишь отдельными крупицами. Это свидетельство принципиальной неповторимости педагогического мастерства. В этой связи целесообразно говорить об уровне развития индивидуальности, об индивидуальном стиле педагога как составляющей педагогического профессионализма и мастерства. «Стиль педагога может быть определен как присущий именно данному учителю, преподавателю, воспитателю индивидуальный способ выражения своих творческих потенций, проявляющихся в общении со всеми участниками педагогического процесса через взаимодействие учебно-воспитательного материала в проекции на усвоение»[6].

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение целей с оптимальными усилиями.

Педагогическая техника, - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки»[7].

Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми. Кроме того - уметь управлять своим вниманием и вниманием учащихся, по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние, обладать чувством темпа в педагогических действиях, владеть приемами выразительного показа.

Для техники педагогического общения важно владеть культурой речи (дикцией, интонацией, орфоэпией), выработать правильное дыхание, постановку голоса. Невербальное педагогическое общение является наряду со словом важным элементом мастерства учителя. Оно включает экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт), просодику и экстралингвистику (интонацию, громкость, тембр, паузу, вздох, смех, кашель), такестику (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение), проксемику (ориентацию, дистанцию).

13. Индивидуальный стиль педагога как составляющая педагогического мастерства (личностно-гуманный подход к ребенку Ш.А.Амонашвили; новаторская педагогика А.С.Макаренко; идеи гражданственности и человечности в педагогических трудах В.А.Сухомлинского). Главным методом гуманистического воспитания профессор, доктор психологических наук Ш.А.Амонашвили признает человеческое общение, которое выражается в заботе друг о друге, в самом процессе жизни - самом дорогом, что могут люди дарить друг другу. Основной принцип воспитания - романтика воспитания, увлечение воспитателя эти процессом.

Опираясь на научные факты, знаменитый педагог анализирует суть авторитарно-императивного педагогического мышления и практики, размышляет об истоках Гуманной Педагогики. Он приводит описания уроков, методов и приемов, деловых педагогических игр. На вопрос одного из учителей «Не смогли бы Вы рассказать об уроках искусства в Вашем эксперименте?» он отвечает: «При построении этой части эксперимента мы основывались на идее о том, что при обучении отдельным учебным дисциплинам дети сначала же должны быть направлены на: постижение предмета самой науки, предмета самого искусства». Анализируя далее суть самого искусства, он заключает, что его предметом является исследование судьбы человека. Музыка, живопись, балет и все остальные виды искусства есть разные способы познания одной и той же действительности - искусства, то есть вместо уроков музыки и рисования следует ввести синтетические уроки искусства. На этих уроках главное - обсуждение разных сочетаний музыкального произведения, картины художника, литературного образа, танца. При обсуждении педагоги, участвовавшие в эксперименте под руководством Ш.А.Амонашвили, направляли детей на поиск тех настроений и чувств, которые передавались посредством этих образцов искусства, помогали детям сравнивать эти образцы, находить в них общее и отличительное, определять свое отношение и т.д. Параллельно с уроками искусства во второй половине дня (в режиме продленного дня) проводились занятия; по балету, декламированию, театру, средствами которых дети учились выражать те или иные настроения человека. Занятия посвящались также постановке спектаклей, когда писались пьесы, готовились импровизации, оформлялись они художественно, музыкально.

Свои спектакли дети показывали дошкольникам, ученикам из других классов, родителям. Такой работой в течение четырех лет было охвачено шесть классов. Направленность детей на понимание людей, самих себя через средства искусства значительно углубило их эстетическое восприятие, их отношение к искусству.

Шалва Александрович Амонашвили создал трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. Его идеи и основы являются едиными для гуманно-личностного образовательного процесса на любой ступени школьной жизни, вузовского образования, семейного и общественного воспитания. Школу знаменитый педагог сравнивает со скалой, подъем по ступенькам которой обязательно требует усилий, преодоления трудностей. Учитель является носителем «скале»-школы. Принцип образовательного процесса в «Школе жизни»: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни. Движущие силы природы в ребенке - страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе.

Новаторская педагогика А.С.Макаренко. Антон Семенович Макаренко - один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников (с сентября 1920 г.), преобразовав ее в коммуну). Разработал систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Изучал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют значение до сих пор. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Идеи гражданственности и человечности в педагогических трудах В.А.Сухомлинского. Василий Александрович Сухомлинский возглавлял Павлышскую среднюю школу (с 1948 г.). создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью. Процесс обучения строил как радостный труд. Коммунистическое воспитание понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой», в которой учащимся предлагается «слушать музыку природы», передавая свои ощущения в рисунках, стихах собственного сочинения.

Литература к разделу «Введение в педагогическую профессию»

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982. - 96 с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. - 496 с.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 1998. - 80 с.

4. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.1. - Екатеринбург, 1993. - 224 с.

5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.2. - Екатеринбург, 1992. - 176 с.

6. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.3. - Екатеринбург, 1993.-216с.

7. Волков ИЛ. Учим творчеству. - М., 1982. - 88 с.

8. Волков ИЛ. Много ли в школе талантов? - М., 1989. - 80 с.

9. Волков ИЛ. Цель одна - дорог много. - М., 1990. - 159 с.

10. Ильин Е.н. Искусство общения. - М., 1982. -112 с.

11. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986. - 176 с.

12. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988. - 224 с.

13. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М., 2002. - 208 с.

14. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М., 2004. - 222 с.

15. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - Куйбышев, 1978. - 656 с.

16. Макаренко А.с. Флаги на башнях. - Куйбышев, 1977. - 440 с.

17. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1983. - 160 с.

18. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003. - КН.1: Общие основы. Процесс обучения. - 516 с, ил.

19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2000. - 512 с.

20. Смоляр А.И. Введение в педагогическую профессию. - ­ Самара, 1999. - 112 с.

21. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971. - 336 с.

22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск, 1982. - 288 с.

23. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1982. - 270 с.

24. Сыманюк 3.3. Психология профессионально обусловленных кризисов. - Воронеж, 2004. ­- 320 с.

ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации