Значительно большие трудности могут возникнуть при по­становке звонких взрывных [б], [д] и [г]

Начинать целесообразно со звука [б]:

— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде сло­
гов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот
момент произнесения звука, когда голос звучит еще
при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от сло­
га к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку
необходимо дать возможность воспринимать этот ряд
слогов как на слух, так и с помощью осязания вибра­
ции гортани и щек. В некоторых случаях целесообраз­
но вначале произносить звук [б] с некоторым раздува­
нием щек. При таком произнесении легче воспроиз­
вести задержку на смычном моменте;

— другой прием основан на постановке звука [б] от губ-
но-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в],
артикулируемый двумя сближенными губами, логопед
прикладывает вытянутый указательный палец гори­
зонтально между нижней губой и подбородком ребен­
ка, после чего быстрыми движениями пальца вверх —

вниз производит попеременное смыкание и размыка­ние губ. Получается многократное [б] (бббб...). Посте­пенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вско­ре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

— прежде всего следует воспользоваться аналогией, пред­
ложив ребенку, держа руку на гортани, произнести
такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па —
ба, та — да;

— если первый прием окажется нерезультативным, то
надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения
слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со
звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию горта­
ни. Нередко в таких случаях звук [д] получается как
бы по инерции;

— если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует
воспользоваться «обходным» путем, который состоит в
следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то
же упражнение проделывается при просунутом меж­
ду зубами языке. Должно получиться межгубное [д],
по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую ар­
тикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да,
до, ды; ада, адо, ады).

Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматичес­ки прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке тре­тьего взрывного звука — [г]:

— звук [г] может получиться по аналогии в результате со­
поставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;

— можно попытаться получить звук [г], произнося ряд
слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).

— если оба приема окажутся недостаточными, то следу­ет воспользоваться механическим способом постанов­ки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помо­щью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешени­ем звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточ­ности автоматизации смешиваемых звуков и длительная сис­тематическая работа над их дифференциацией позволяют уст­ранить этот недостаток.

Дополнительные вопросы

1. Чем отличаются по способу образования гласные и соглас­
ные звуки?

2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия
«глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонор­
ные звуки».

3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае­
те? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих
звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда­
ются чаще, чем нарушения щелевых?

6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно
чаще, чем дефекты оглушения?

7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг­
чения и озвончения согласных звуков?

8. Раскройте содержание логопедической работы на подго­
товительном этапе при недостатках произношения звонких и
глухих согласных звуков.

9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где
образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

10. В какой последовательности ведется работа над устране­
нием дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте
свой ответ.

11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­
лушения согласных звуков построены на подражании (с опо­
рой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?





12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­ лушения согласных звуков построены на использовании меха­ нической помощи? В чем она выражается? 13. Расскажите, какие основные виды работы по автомати­ зации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа? 1.4. Ответьте на вопросы карточек программированного кон­троля. Карточка 12.1. Причинами, способными вызвать дефекты 1) отсутствие нёбно-глоточиого озвончения и оглушения согласных звуков, смыкания; могут быть: 2) снижение физического слуха; 3) слабость мышц языка; 4) несовершенство фонематичес­ ких процессов; 5) нарушение деятельности голо­ совых складок.

Карточка 12.2.

Отличие между звонким иглухим парными звуками определяется:

Карточка 12.3.

Возможны следующие виды дефектов:

1) наличием преграды в ротовой
полости;

2) работой голосовых складок;

3) подъемом средней части языка
к нёбу;

4) участием в артикуляции мяг­
кого нёба;

5) местом образования звука.

!) постоянная замена звонких согласных парными глухими;

2) искажение звонких согласных
звуков;

3) смешение вречи парных звон­
ких и глухих согласных;

4) отсутствиев речи звонких
согласных, пропуски звуков в
словах;

5) замена одного глухого соглас­
ного звука другим глухим
согласным звуком, одинаковым
по способу, но различным по
месту образования.

Карточка 12.4.

1)[д]; 2) [в]; 3) [ж]: 4) [з]; 5) [б].

Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука:

Практические задания

1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:

Голос Голос и шум Шум
     

2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику­
ляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д],

[к] - [г].

3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий
игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих

звуков.

4. Подберите дидактический материал для дифференциа­
ции звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном
звучании, в слогах, словах, фразах).

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.

2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­
педии. — М., 1989.

Наши рекомендации