Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г]
Начинать целесообразно со звука [б]:
— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде сло
гов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот
момент произнесения звука, когда голос звучит еще
при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от сло
га к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку
необходимо дать возможность воспринимать этот ряд
слогов как на слух, так и с помощью осязания вибра
ции гортани и щек. В некоторых случаях целесообраз
но вначале произносить звук [б] с некоторым раздува
нием щек. При таком произнесении легче воспроиз
вести задержку на смычном моменте;
— другой прием основан на постановке звука [б] от губ-
но-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в],
артикулируемый двумя сближенными губами, логопед
прикладывает вытянутый указательный палец гори
зонтально между нижней губой и подбородком ребен
ка, после чего быстрыми движениями пальца вверх —
вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
— прежде всего следует воспользоваться аналогией, пред
ложив ребенку, держа руку на гортани, произнести
такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па —
ба, та — да;
— если первый прием окажется нерезультативным, то
надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения
слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со
звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию горта
ни. Нередко в таких случаях звук [д] получается как
бы по инерции;
— если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует
воспользоваться «обходным» путем, который состоит в
следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то
же упражнение проделывается при просунутом меж
ду зубами языке. Должно получиться межгубное [д],
по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую ар
тикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да,
до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:
— звук [г] может получиться по аналогии в результате со
поставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
— можно попытаться получить звук [г], произнося ряд
слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
— если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.
Дополнительные вопросы
1. Чем отличаются по способу образования гласные и соглас
ные звуки?
2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия
«глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонор
ные звуки».
3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае
те? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.
4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих
звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?
5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда
ются чаще, чем нарушения щелевых?
6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно
чаще, чем дефекты оглушения?
7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг
чения и озвончения согласных звуков?
8. Раскройте содержание логопедической работы на подго
товительном этапе при недостатках произношения звонких и
глухих согласных звуков.
9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где
образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.
10. В какой последовательности ведется работа над устране
нием дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте
свой ответ.
11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог
лушения согласных звуков построены на подражании (с опо
рой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог лушения согласных звуков построены на использовании меха нической помощи? В чем она выражается? 13. Расскажите, какие основные виды работы по автомати зации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа? 1.4. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля. Карточка 12.1. Причинами, способными вызвать дефекты 1) отсутствие нёбно-глоточиого озвончения и оглушения согласных звуков, смыкания; могут быть: 2) снижение физического слуха; 3) слабость мышц языка; 4) несовершенство фонематичес ких процессов; 5) нарушение деятельности голо совых складок. |
Карточка 12.2.
Отличие между звонким иглухим парными звуками определяется:
Карточка 12.3.
Возможны следующие виды дефектов:
1) наличием преграды в ротовой
полости;
2) работой голосовых складок;
3) подъемом средней части языка
к нёбу;
4) участием в артикуляции мяг
кого нёба;
5) местом образования звука.
!) постоянная замена звонких согласных парными глухими;
2) искажение звонких согласных
звуков;
3) смешение вречи парных звон
ких и глухих согласных;
4) отсутствиев речи звонких
согласных, пропуски звуков в
словах;
5) замена одного глухого соглас
ного звука другим глухим
согласным звуком, одинаковым
по способу, но различным по
месту образования.
Карточка 12.4.
1)[д]; 2) [в]; 3) [ж]: 4) [з]; 5) [б]. |
Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука:
Практические задания
1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:
Голос | Голос и шум | Шум |
2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику
ляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д],
[к] - [г].
3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий
игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих
звуков.
4. Подберите дидактический материал для дифференциа
ции звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном
звучании, в слогах, словах, фразах).
Рекомендуемый библиографический список
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.
2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого
педии. — М., 1989.