Часть I Методика работы по коррекции звукопроизношения

Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.

В книге даны методические рекомендации по коррекции недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Книга состоит из двух частей. В первой части изложена структура комплексных логопедических занятий на всех этапах коррекционной работы, начиная с подготовительного периода подготовки органов артикуляции и кончая автоматизацией звука в связной речи; представлены методические приемы, способствующие формированию речевого дыхания, развитию голоса, преодолению речевых нарушений.

Во второй части содержатся конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л]. Описывая постановку звуков, автор использует некоторые приемы М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, А.И. Богомоловой, О.В. Правдиной, А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной, Э.Я. Сизовой. Предложены комплексы артикуляционных упражнений, способствующих выработке правильной артикуляции этих звуков. Упражнения, способствующие формированию навыков фонематического анализа и синтеза, сочетаются с заданиями, направленными на развитие познавательных процессов.

Пособие предназначено для логопедов, но может быть использовано и воспитателями детских садов и родителями.

Содержание

Предисловие................................................................................................................................ 3

Часть I Методика работы по коррекции звукопроизношения.......................................... 6

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий.................................................... 8

Оргмомент.............................................................................................................................. 10

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью............. 13

Массаж или самомассаж..................................................................................................... 14

Мимические упражнения.................................................................................................... 14

Артикуляционная гимнастика............................................................................................ 15

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса.......................... 28

Постановка звука................................................................................................................... 44

Автоматизация звука в слогах............................................................................................ 57

Автоматизация звука в словах........................................................................................... 65

Автоматизация звука в словосочетаниях........................................................................ 78

Автоматизация звука в предложениях............................................................................. 86

Автоматизация звука в чистоговорках............................................................................. 96

Автоматизация звука в загадках и стихах....................................................................... 98

Автоматизация звука в самостоятельной речи............................................................... 99

Обучение рассказыванию. Развитие воображения..................................................... 101

Часть II Постановка и автоматизация звуков [с], [ш], [р], [л]...................................... 105

Звук [с].................................................................................................................................. 105

Звук [ш]................................................................................................................................. 129

Звук [р].................................................................................................................................. 154

Звук [л ]................................................................................................................................. 211

Литература............................................................................................................................... 256

Приложение 1 Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш].................. 258

Приложение 2 Конспекты занятий на дифференциациюзвуков [р], [р'], [л], [л']. 263

Предисловие

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время на книжном рынке, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений — как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Четко выделены этапы работы по постановке звука. Для каждого периода коррекционной работы предлагается определенная структура занятия. В подготовительном периоде параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

В книге обобщен как личный опыт работы автора с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе. Данная книга является продолжением работы по авторской методике, в основу которой положен комплексно-игровой метод коррекции речевых и психофизических нарушений, описание которого дано в статьях (1994, 1995) и в учебно-методических пособиях «Сюжетно-тематическая организация фронтальных логопедических занятий» (1997), «Волшебный мир звуков и слов» (1999), «Мир вокруг нас» (2004), «Артикуляционная гимнастика» (2004).

Предложенная в данном пособии организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.

Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

· развивать слухоречевое внимание;

· вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

· вырабатывать правильное речевое дыхание;

· развивать интонационную выразительность речи;

· сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;

· обогащать и активизировать словарный запас детей;

· формировать понятия о грамматических категориях языка;

· развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);

· стимулировать речевую активность детей;

· развивать речевое общение.

Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Предлагаемые структуры построения индивидуальных и подгрупповых занятий соответствуют именно таким требованиям. В данном методическом пособии можно найти ответы на следующие вопросы: Как учить? Какие методы и приемы использовать в работе? Как их применять? Данная методика апробирована автором на протяжении более двух десятков лет и признана ее последователями как результативная.

Часть I Методика работы по коррекции звукопроизношения

Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются:

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

— наглядные;

— словесные методы с опорой на наглядность;

— словесные методы без опоры на наглядность;

— практические методы, которые должны носить игровой характер.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие:

— словесный образец;

— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;

— повторение;

— объяснение;

— указание;

— словесные упражнения;

— вопрос как стимул речевой активности ребенка;

— оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Наши рекомендации