Уважаемый студент-практикант!

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

(«ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

Факультет психологии

ДНЕВНИК

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Направление 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль Дошкольная дефектология

Уважаемый студент-практикант! - student2.ru Фамилия, имя, отчество

студента

 
  Уважаемый студент-практикант! - student2.ru

Курс, группа

Уважаемый студент-практикант! - student2.ru Форма обучения

(очная, заочная)

Тула – 2012

Уважаемый студент-практикант!

Учебно-ознакомительная практика – это важный этап профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «бакалавриат», проводимый в рамках учебного процесса.

Целью данной практики является формирование способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для последующего выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5). Студенты должны быть готовы к сбору, анализу и систематизации информации в сфере будущей профессиональной деятельности (ПК-9). Главная цель учебно-ознакомительной практики – в ознакомлении с методами психолого-педагогической диагностики и овладении ими, в развитии имеющихся у студентов теоретических знаний и совершенствовании навыков ведения исследовательской деятельности.

Эта учебная практика является исследовательской, потому что Вы не только знакомитесь с организацией учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, но и проводите самостоятельные экспериментальные исследования. Получив исследовательские задания, Вы самостоятельно планируете их выполнение и затем это реализуете во время практики. При проведении исследований Вы должны практически овладеть методами и приемами исследовательской деятельности.

Учебно-ознакомительная практика проводится в виде «педагогической экспедиции».

“Педагогическая экспедиция” – это форма “погружения” студентов в коррекционно-образовательный процесс, исследовательский проект, позволяющий выполнять специальные задания по группам. Она позволяет более эффективно ознакомиться с основными аспектами деятельности учителя-дефектолога в реальной образовательной практике; апробировать разнообразные педагогические технологии (диагностика; проектирование); изучить особенности управления современным образовательным учреждением; формировать умения профессионального общения с детьми и педагогами. Объектом Вашей исследовательской деятельности во время педагогической экспедиции является коррекционно-образовательный процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Целью и задачами экспедиции являются:

- формирование профессионального жизненного опыта студентов на основе соотнесения педагогической теории и практики;

- формирование начальных основ общепедагогических умений;

- дальнейшее развитие учебной деятельности студентов;

- первичное овладение будущими дефектологами методами и процедурами педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, работа со школьной документацией и т.д.);

- сбор эмпирического материала для подготовки учебных педагогических проектов.

Учебно-исследовательская (психолого-педагогическая) практика проводится в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Этот этап проходит в форме подготовки к установочной конференции. Установочная конференция является важной формой подготовки к предстоящей деятельности. Учитывая, по возможности, Ваши пожелания, преподаватель формирует группы по 3-5 человек, и каждая группа получает исследовательское задание.

Объектом Вашей деятельности на этом этапе будет являться обобщение и систематизация теоретического материала, и подготовка сообщений на установочную конференцию.

Выступления на установочной конференции должны носить проективный характер. В выступлениях на установочной конференции должно прозвучать:

- теоретическое обоснование проблемы исследования;

- четкий план Вашей исследовательской деятельности по полученным заданиям.

Установочная конференция проходит в первый день практики.

Когда Вы переступаете порог образовательного учреждения, для Вас начинается основной этап Вашей деятельности. Он подразделяется на две части: 1) объектом Вашей деятельности в педагогической части практики является изучение структуры управления образовательным учреждением, особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, деятельности учителя-дефектолога; 2) Ваша деятельность будет носить экспериментальный характер. В процессе учебно-ознакомительной практики вы должны осуществлять различные виды исследовательской деятельности: анализировать документацию, диагностировать учащихся, осуществлять наблюдения на занятиях и внеклассных мероприятиях. Каждая группа выполняет полученные ранее задания.

Итоги вашей работы должны быть выражены в виде отчетов и проектов. Анализ Вашей деятельности, подготовка отчетных материалов и сообщений является объектом Вашей деятельности на заключительном этапе. Завершающей формой работы будет заключительная конференция.

На заключительную конференцию Вы готовите по группам доклады аналитического характера, оригинальные по форме и содержанию. Заключительная конференция проводится спустя 10 дней после возвращения студентов из экспедиции. Конкретную дату и время проведения конференции определяет деканат. Ваши выступления на заключительной конференции должны принципиально отличаться от сообщений на установочной конференции: они должны уже носить не теоретический характер, а быть обобщением Вашего приобретенного на практике опыта.

К конференции Вы должны тщательно подготовиться, отбирая лучшие материалы из своих отчетов, сделать фотомонтажи и презентации.

Ваша деятельность на практике оценивается по балльно-рейтинговой системе. После каждого задания указано максимальное количество баллов.

По окончании практики суммируется число баллов. Максимально Вы можете набрать 100 баллов.

Деятельность студента на учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практике оценивается

«зачтено» если он набрал не менее 61 балла;

«не зачтено», если он набрал менее 61 балла.

Данный Дневник призван помочь организовать Вашу деятельность в процессе учебно-ознакомительной практики, и является своего рода зеркалом, отражающим всю деятельность студента в школе, и, вместе с тем, официальным отчетом и контрольным документом, по которому руководители педпрактики будут оценивать ее ход и результаты.

Дневник целесообразно использовать как при подготовке к практике, так и ежедневно во время ее прохождения, а также в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.

Внимательно ознакомьтесь с содержанием Дневника – это поможет вам более четко и рационально спланировать свои действия.

Успеха Вам!

Содержание учебно-ознакомительной практики

I. Подготовительный этап

Подготовка к учебно-ознакомительной практике идет на протяжении всего Вашего обучения на занятиях по теоретической и практической педагогике и психологии. Но, тем не менее, подготовительный этап очень важен и требует от вас целенаправленных усилий по подготовке к практике.

Учебно-ознакомительная практика для Вас начнется с установочной конференции (это будет – 1-й день Вашей практики). Установочная конференция очень важна для оптимальной организации последующей практики

На установочной конференции руководители – преподаватели кафедр детской психологии и дошкольного образования Вам расскажут о целях практики, содержании деятельности, видах и формах отчетности. Вы ознакомитесь также с техникой безопасности при прохождении практики.

В процессе подготовки к практике сформированы группы по 3-5 человек. Каждая группа получила исследовательское задание. Важным условием успешного выполнения задания является хорошее владение теоретическими знаниями. Напоминаем, что Вы должны при подготовке к установочной конференции продумать исследовательские задания, полученные группами, теоретически их обосновать и спланировать. Темы Ваших вступлений на установочной конференции определены в соответствии с тематикой заданий.

Темы выступлений по специальной педагогике:

- закономерности и принципы специального обучения;

- содержание специального образования;

- методы, формы, средства специального обучения;

- содержание воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Темы выступлений по специальной психологии:

-работа школьной психологической службы;

- психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками.

Сообщения Вы готовите группами и для выступления выбираете представителя.

II. Основной этап

Й день

Установочная конференция

В первый день практики проходит установочная конференция. Цели и содержание конференции указаны выше.

Оценка:

(количество баллов) Руководитель практики (подпись)

За активное участие в установочной конференции Вы можете получить максимальное количество баллов – 5. Оценивается знание основ теории, логичность выступления, практическая направленность, наличие и содержательность презентации.

Й день

Приказом ректора университета учебно-ознакомительная практика проводится в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения № ________ г. ________________

с «___» _____________ по «___» ______________ 20___ г.

Наши рекомендации