Задачи пропедевтического курса
Стратегической целью курса «Информатика» в начальной школе является развитие мышления ребенка, а также воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые перед ним ставит жизнь.
Обучение на уроках информатики и начальной школе имеет следующие задачи:
1. Научить ребенка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нем.
2. Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
3. Научить полноценно ипродуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.
Роль игры в пропевтическом курсе информатики.
Преобладающей организационной формой урока в младших классах должна быть игра.Поскольку игровая деятельность представляет собой такой процесс, когда мотив и предмет деятельности совпадают и находятся в самом процессе деятельности,— эффективность такой деятельности максимальна. Поэтому, по возможности, каждый урок должен содержать либо игровой момент, либо вообще быть построен в виде игры.
Отношения на уроках строятся в соответствии со следующими принципами: ученик — человек, который имеет право на ошибки, учитель — тоже человек и тоже имеет право на ошибки. Не знать и не уметь — это не стыдно. Роль учителя на уроке заключается в создании атмосферы поддержки и творчества, тогда в ходе такого урока ученикам передаются определенные нравственные знания. Желательно, чтобы и в более старших классах сохранялась такая атмосфера.
Нельзя забывать, что время, проведенное ребенком перед компьютером, не должно превышать 25 мин.
Эффективными методами формирования системно-информационных понятий являются словесные методы обучения: дискуссия, беседа (в том числе игровая) и др. Так, задачи, в которых по неполному условию надо выяснить исходные данные, учат ставить корректные вопросы и добывать информацию. Обычно в таких задачах можно задавать вопросы, предполагающие альтернативный ответ: «да» или «нет».
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто был инициатором обучения информатике младших школьников в нашей стране?
2. Почему информатику следует изучать с первых классов школы?
3. Почему приоритетным при изучении информатики следует считать развитие мышления школьников?
4. Каковы цели обучения информатике в начальной школе?
5. Приведите перечень общеучебных навыков, которые следует формировать при изучении информатики в начальной школе.
6. Составьте перечень основных умений работы на компьютере, которыми должны овладеть младшие школьники.
7. Почему учителю информатики следует обращать внимание на необходимость развития тонкой моторики пальцев и рук? Как это делать?
8. Какие основные задачи пропевтического курса?
9. Место игры в пропевтическом курсе информатики.
Рекомендуемая литература:
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Высш. Шк., 1998.
2. Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Академия, 2001
3. Софронова Н.В. «Теория и методика обучения информатике», Москва «Высшая школа», 2004г.
Лекция 10, 11. Содержание обучения информатике младших школьников
Содержание лекционного занятия:
1. Развитие представлений о содержании обучения информатике в начальной школе
2. Пропедевтика основ информатики в начальной школе
1. Развитие представлений о содержании обучения информатике в начальной школе
После того как в конце 1980 - начале 1990 годов в школы стали массово поступать компьютерные классы отечественного производства, обучение информатике младших школьников стало достаточно распространенным явлением. К этому моменту был создан пакет программ «Роботландия», который оказался очень удачным. Хотя он был разработан под MS DOS, его несомненные достоинства привели к тому, что в конце 1990 годов была сделана версия и под Windows. Большое число программ пакета позволяет эффективно решать задачи формирования основных понятий информационных технологий, осваивать клавиатуру компьютера, развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников.
Оснащение школ современными компьютерами, которые по своим параметрам соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям для работы на них школьниками, сделало возможным уже вполне «законным» путем организовать обучение информатике детей младшего возраста. Поэтому в 1990 годы работа по введению обязательного изучения информатики в начальной школе стала актуальной. Изучать её предлагали различным образом -кто интегрировать информатику с другими предметами, кто - изучать как отдельны предмет. Были призывы вообще отказаться от её изучения в начальной школе. В конце концов, пришли к мнению, что курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим, т.е. подготовительным к изучению базового курса в основной школе. С 2002 года начался масштабный эксперимент по обучению информатике со 2 класса, результаты которого открыли дорогу новому учебному предмету во всех начальных школах страны.
Что касается собственно содержания образования по информатике младших школьников, то единого подхода нет до сих пор. Одни методисты считают необходимым изучение фундаментальных основ информатики, конечно с учетом возраста и уровня развития детей. Другие считают, что необходимо лишь освоение компьютера и компьютерных технологий с тем, чтобы младшие школьники могли использовать компьютер как инструмент для изучения других предметов и в повседневной учебной деятельности, как средство досуга, общения и доступа к информационным ресурсам человечества. Автору второй подход представляется более продуктивным, особенно на фоне ускоренного проникновения информационных технологий во все стороны жизни. Первый подход рационален тем, что младшие школьники могут работать на компьютере во время урока не более 15 минут в день, а остальное время урока можно посвятить изучению основ информатики.
Тем не менее, по поводу целей и содержания обучения продолжаются дискуссии - приведём некоторые высказывания учителей и методистов об этом.
Н.В. Софронова [8] отмечает, что обучение информатике имеет стратегической целью развитие мышления ребенка и решает следующие задачи:
• научить ребенка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нём;
• помочь справиться с предметами школьной учебной программы;
• научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.
О.Ф. Брыскина [9] предлагает проведение информационных минуток на уроках информационной культуры начиная уже с первого класса. Они посвящаются расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера, магнитных дисках, компьютерных вирусах, применению компьютеров в повседневной жизни.
Л.И. Чепёлкина [7] считает, что пропедевтический курс для младших школьников в целом следует иметь развивающее, а не обучающее значение, хотя на занятиях дети и приобретают начальные навыки работы на компьютере. Сам курс должен быть направлен на то, чтобы:
• помочь ребенку осознать собственную связь с окружающим миром и осмыслить информационную природу этой связи;
• развить представление об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в различных системах;
• развить способность к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде;
• сформировать представление о роли и месте информационных технологий, подготовить к их успешному освоению.
Н.Н. Ускова [25] считает, что курс информатики должен быть развивающим, а основной принцип его построения должен заключаться в реализации системного подхода к педагогическому процессу. Он должен включать задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей между входной и выходной информацией. Наиболее эффективным для реализации этого является использование информационного моделирования.
Ю.А. Первин [44] предлагает проходить курс информатики в начальной школе за 2 года по 2 часа в неделю на основе использования ПМС «Роботландия». На первом году предлагается изучать следующие темы:
• Введение в информатику. Информация в окружающем мире.
• Компьютер.
• Введение в алгоритмику.
• Исполнители алгоритмов.
• Редактирование текстовой информации.
• Компьютерные коммуникации.
На втором году обучения:
• Обработка графической информации.
• Музыкальная информация и её редактирование.
• Введение в программирование.
• Работа над проектами из разных предметных областей.
Для младших школьников интересными темами проектов могут быть: рисунок дачного домика, родословное дерево, логотип класса, классная стенная газета и др.
Департамент общего образования Минобраза России предлагает уже со 2 класса изучать такие информационные процессы, как: сбор, поиск, хранение и передача информации. А также расширять компьютерную составляющую за счёт обучения клавиатурному письму, пользования мышью, изучения внешних аппаратных устройств компьютерной техники, работы с простейшими обучающими игровыми программами.
Компьютерная составляющая курса охватывает темы:
• компьютерные и некомпьютерные средства информационных технологий;
• компьютер и правила работы на нём;
• создание информационных объектов на компьютере;
• поиск информации в компьютере и на компакт-дисках.
Некомпьютерная составляющая курса включает темы:
• информация и её виды ;
• источники информации;
• организация, хранение, поиск и анализ информации;
• представление информации;
• алгоритмы и их исполнение;
• таблицы, схемы, графы;
• логика и рассуждения;
• моделирование и конструирование.
Как видно из этого краткого рассмотрения, дискуссии по поводу содержания курса информатики для младших школьников будут продолжаться и далее по мере накопления опыта преподавания. Но большинство методистов считают важными задачами курса - развитие логического, алгоритмического, системного мышления детей и формирование на этой основе информационной культуры.
2. Пропедевтика основ информатики в начальной школе
Некоторый порядок дискуссиям навел образовательный стандарт 2004 года, который предложил изучать информатику с 3 класса как учебный модуль предмета «Технология (Труд)». Для младших школьников курс информатики в своём содержании должен быть пропедевтическим, т.е. вводным в базовый курс. Его цели и задачи можно сформулировать так:
• формирование мышления;
• овладение начальной компьютерной грамотностью.
Основное содержание пропедевтического курса можно свести к следующим основным направлениям:
1) Понятие информации и её роли в жизни человека и общества.
2) Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём.
3) Понятие об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, разработка простейших алгоритмов.
4) Решение логических задач.
5) Работа на компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.
Если сравнить это содержание с содержанием базового курса информатики, то можно видеть много общего, что вызвано концентрическим принципом построения всего школьного курса информатики. Поэтому пропедевтический курс в начальной школе можно рассматривать как первый концентр всего курса. При концентрическом построении курса учебный материал делят на части (обычно на две) - концентры, и сначала изучается наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учебного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса информатики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концентра - практически в каждом последующем классе мы можем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.
Для пропедевтического курса в 2-4 классах концентрическое построение дополняется ступенчатым, при котором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие - только на второй и третьей, и есть разделы, материал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
К образовательному стандарту 2004 года прилагается типовая программа пропедевтического курса информатики для 2-4 классов общеобразовательной школы, авторами которой являются: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Коно-патова, Л.П. Панкратова [2]. В пояснительной записке сформулированы цели курса:
1) Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2) Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3) Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4) Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5) Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6) Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
7) Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Перед курсом ставятся следующие задачи:
• развить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и
пр.);
• формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• формировать начальные навыки использования компьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Содержание пропедевтического курса предлагается строить на основе трёх основных идей:
1. Элементарное изложение содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
3. Формирование и развитие умений целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., то есть описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Программа содержит подробный перечень требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны понимать:
• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
• что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
• что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном
виде;
• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
• что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
• что данные - это закодированная информация;
• что тексты и изображения - это информационные объекты;
• что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
• как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, теста, рисунка, таблицы);
• правила работы с компьютером и технику безопасности ;
уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
• кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
• называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
• создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Как видно из этого рассмотрения, пропедевтический курс достаточно обширен и сложен для реализации в его практической части, особенно в условиях ограниченности времени, отводимого на уроке для работы на компьютере.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим?
2. Что, на ваш взгляд, должно быть содержанием обучения информатике в начальной школе?
3. Почему среди методистов нет единого подхода к содержанию курса информатики для начальной школы?
4. Приведите основное содержание компьютерной и некомпьютерной составляющих курса информатики для начальной школы, рекомендуемое Департаментом общего образования Минобраза России.
5. Какие достоинства и недостатки имеет концентрическое построение курса информатики?
6. Составьте перечень целей пропедевтического курса информатики, изложенные в типовой программе для 2-4 классов.
7. Составьте перечень умений, которые надо сформировать в ходе изучения пропедевтического курса информатики.
Рекомендуемая литература:
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Высш. Шк., 1998.
2.Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. –М.: Академия, 2001
3. Софронова Н.В. «Теория и методика обучения информатике», Москва «Высшая школа», 2004г.