Понятие о педагогической культуре и педагогическом мастерстве учителя начальных классов
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями:
-Воспитание - это исторически определённый способ социально-культурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение - этоспециально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих способностей.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Современная педагогическая система наук о воспитании:
1. Фундамент - философия и история образования.
2. Общая педагогика:
§ теоретические основы;
§ дидактика;
§ теория воспитания;
§ школоведение;
3. Возрастная педагогика:
§ дошкольная;
§ школьная;
§ профессионально-техническая;
§ педагогика высшей школы;
4. Социальная педагогика:
§ семейная педагогика;
§ перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
§ музейная педагогика;
§ театральная педагогика и т.д.
5. Специальная педагогика:
§ сурдопедагогика;
§ тифлопедагогика;
§ олигофренопедагогика.
6. Методика преподавания предмета.
7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
8. Военная педагогика.
9. Педагогика третьего возраста.
Межнаучные связи педагогики:
1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности . Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиологиясвязана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием.
3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления.
4. В философиинаука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
7. С медициной (относительно здоровья школьников)