Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды
Проблема референтных отношений имеет давнюю традицию в социальной психологии. Несколько подходов к трактовке понятия «референтная группа»: 1) как стандарт, отправная точка, которую человек использует для формирования своей оценки ситуации, суждения о ком-либо и о себе самом; 2) в качестве такой группы, в которую человек стремится быть принятым в качестве равноправного члена или, если он уже является членом этой группы, сохранить и упрочить свое положение в ней, называется «нормативная референтная группа»; 3)в качестве такой группы, взгляды которой формируют основу восприятия мира отдельным человеком.
1.Значимый эмпирический критерий психологической безопасности образовательной среды - отношение к ней: позитивное, нейтральное или отрицательное, замеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).
2.Не менее важным фактором в оценке качества образовательной среды школы может стать показатель удовлетворенности отдельными составляющими школьной среды.
3.Понятия удовлетворенности и благополучия синонимичны. Психологическое благополучие — гармония сферы чувств, эмоций, ощущение внутреннего равновесия; социальное благополучие — удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении.
4. Еще одним значимым критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать удовлетворенность ее субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде.
5.Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы.
Диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды: интегральный показатель отношения к среде, индекс психологической безопасности, индекс удовлетворенности образовательной средой.
Слайд. Психологически безопасная образовательная среда – такая среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с определенной системой отсчета, либо сравниваться между собой.
2 типа диагноза: 1) диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, когда данные соотносятся с нормой или с каким-то критерием 2) диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности тех или иных качеств, с использованием сравнения получаемых данных внутри обследуемой выборки, ранжирования испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения полученных данных с критерием.
Задачи диагностического исследования: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.
Психологическая безопасность образовательной среды школы — сложное структурное образование, компонентный состав которого имеет свои особенности в оценках субъектов учебно-воспитательного процесса.
Дни здоровья, каникулы
Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями.В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется.В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.
День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной,шуточной форме.Детям и родителям предлагают выполнить,различные веселые, задания,прежде чем они попадут в группу:это может быть«полоса препятствий»,загадывание загадок о спорте и так далее.
На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.
Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя.В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения,соревнования,конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное,необычное оформление территории детского сада,групповых участков способствует подъему настроения,повышению активности детей в играх.
Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.
В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной,самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы,другие физкультурные мероприятия.