Анализ программы работы химического кружка

Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной деятельности в области химии, мы считаем наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке[6].

В комплекс химических способностей входят очень многие компоненты. Это, прежде всего, - логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Эти способности нужны, вероятно, и другим специалистам – физикам, биологам, географам. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества и т.д.

Все эти пожелания мы и учитывали при осуществлении первого шага – отбора учащихся для индивидуальной внеклассной работы по химии.

При отборе учащихся применялся метод тестирования. При этом использовались методики, задания и упражнения для самопознания ми самооценки учащихся, разработанные Л.А. Коробейниковой и Г.В. Лисичкиным[6].

Безусловно, что только по тестам, как бы хорошо они ни были составлены, нельзя сделать окончательного вывода о способностях – их надо изучать комплексно, с привлечением различных методов педагогического и психологического исследования. Тем не менее тесты дают исходную информацию, которая затем проверяется в ходе длительного наблюдения.

Главное достоинство тестовой методики – возможность полученить за короткий срок большой объем первичной информации и группе испытуемых. Тестовая методика проста в употреблении, все испытуемые находятся в равных условиях, а полученная информация удобна для обработки. Учащимся предлагаются следующие тесты на определение основных компонентов химических способностей.
Химические кружки, как и учебный предмет в целом, в общеобразовательной школе, решают определенные задачи. Такими задачами, вытекающими также из роли химической науки в современной жизни, в первую очередь, являются:

-сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки, ее понятий, законов, учений и теорий; овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;

-развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимание роли химической науки в обществе;

-формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-ознакомление школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, строительстве, транспорте, искусстве и других отраслях производства и деятельности человека; подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям[7].

Кроме того, эта форма внеклассной работы обеспечивает:

-дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся в области химии и смежных наук; проведение профориентационной работы;

-расширение и углубление знаний учащихся об истории химии и сути основных химических терминов, понятий, законов, теорий и учений; о свойствах, применении и методах получения важнейших веществ и материалов; о сущности и механизмах химических процессов;

-подготовку и проведение тематических вечеров, выпуск стенных газет, оформление стендов, изготовление дидактических материалов и пособий (моделей, схем, плакатов, слайдов и т.д.), помощь в оформлении химического кабинета школы;

-подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Организуя работу кружков, следует исходить из таких общедидактических принципов, как: актуальность и связь с жизнью; научность; доступность изучаемого на занятиях кружка материала и его связь с учебной программой; возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности; индивидуальный подход и учет интересов каждого ученика; плановость и систематичность в проведении занятий; занимательность; добровольность участия школьников во внеклассных мероприятиях; включение в эти мероприятия элементов общественно-полезного труда; широкое освещение достигнутых результатов[8].
Основное содержание кружков должно, на наш взгляд, во-первых, базироваться на учебном и исследовательском эксперименте, а, во-вторых, быть многопрофильным по тематике, то есть включать сведения по биологии, медицине, физике, экологии, географии, истории и т.д.

Химические кружки лучше всего организовывать по классам, однако, если параллельных классов в школе мало, то в кружок записываются учащиеся нескольких классов. Работу в этом случае проводят по секциям или возрастным группам. Общее число членов кружка из соображений обеспечения должной безопасности при проведении эксперимента не должно превышать 12-15 человек[3].
Члены кружка выбирают старосту (и его помощников, если кружок состоит из нескольких секций по классам). Время работы кружка (не менее 2 часов в неделю) согласуется с учащимися и включается в общешкольное расписание внеклассных мероприятий. Не следует допускать необоснованных переносов занятий, тем более их отмену. Занятия должны проходить в химическом кабинете. За безопасность работы учащихся отвечает преподаватель.
На первых занятиях химического кружка школьники более подробно знакомятся с химическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы в химическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале химического кабинета. Каждый ученик расписывается в том, что он усвоил правила работы и будет их неукоснительно соблюдать[].
Следующие несколько занятий посвящаются отработке умений и навыков работы со штативом, нагревательными приборами, химической посудой (в том числе, и с мерной посудой), весами и реактивами. Особо следует обратить внимание на то, чтобы ученики овладели навыками приготовления растворов.[]
Каждый ученик должен иметь лабораторный рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям. Кроме того, для повышения интереса учащихся рекомендуется на первых занятиях кружка разработать и принять особое название и его символику (эмблема, гимн, лозунг и т.д.). Эти название и символика используются затем при выпуске стенных газет, при проведении тематических вечеров и т.д[].
Каждое занятие, независимо от формы проведения, целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с учебной программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности и самостоятельности учащихся. На примере основных понятий рассматриваемой темы рекомендуется обсуждение определенных исторических фактов, мировоззренческих и нравственных вопросов. В заключение занятия учащиеся могут проводит занимательные опыты, игры, составлять и решать различные вербальные загадки, ребусы, кроссворды. Некоторые занятия кружка могут быть целиком или частично посвящаться оформлению химического кабинета, реставрации или изготовлению дидактических материалов, выпуску стенных газет, подготовке к вечеру или конференции и т.д. На каждое занятие назначаются ответственные дежурные[].
Работу кружка, а также успехи и достижения учащихся следует широко освещать и пропагандировать среди других учащихся, как на уроках химии, так и, используя различные формы массовой информации. Кружковцы – это первые помощники учителя на уроках при проведении практических работ и демонстрационных опытов, при проверке домашних и самостоятельных работ. Итоги работы кружка за полугодие и за год нужно, по нашему мнению, обязательно подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Темы и вопросы учебного материала кружков в тесты единого государственного экзамена не включаются. Специфика учебного заведения такого типа как лицей определяет содержание учебно-воспитательного процесса, а также оказывает существенное влияние на интересы учащихся. Поэтому мы учитывали этот фактор при разработке системы индивидуальной внеклассной работы.

Муниципальное общеобразовательной учреждение «Лицей №», в соответствии со своим статусом реализует общеобразовательную программу.

МОУ «» – учебное заведение, основной задачей которого является содействие формированию высокоразвитого интеллектуального потенциала г. Барнаула через целенаправленную подготовку одаренных школьников к учебе в ВУЗах с преимущественной ориентацией на последующую научную работу в естественных и технических отраслях науки.

В настоящее время общее количество учеников в лицее составляет около ? человек, причем количество учащихся в классах не превышает 22 человек, что позволяет активно проводить индивидуальную работу с детьми.

При разработке системы индивидуальной внеклассной работы по химии мы руководствовались следующими общедидактическими принципами: научность, доступность, систематичность, добровольность и др.

Литература

1. Общедидактические проблемы методов обучения. М., 1997.

2. Общая методика обучения химии. Под ред. Цветкова Л. А. М., Просвещение. Ч. I, 1981, ч. II, 1998.

3. Педагогика школы. Под ред. И. Т. Огородникова. М., Просвещение, 2008.

4. Педагогика школы. Под ред. Г. И. Щукиной. М., Просвещение, 2007.

Потапов В. М., Чертков И. Н. Строение и свойства органических веществ. М., Просвещение, 1997.

5. Примерное тематическое планирование программного материала по химии на 1981/1982 учебный год. Химия в школе. 1991, № 3—6, 1991, № 1—2.

6. Проблемы методики преподавания химии. М., Педагогика, 2003.

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Химические кружки. М., Просвещение, 1995.

8. Программа педагогических институтов по методике обучения химии. Для химических и химико-биологических факультетов. М., Просвещение, 1980.

9. Программа средней школы. Химия. М., Просвещение, 1981.

10. Программы факультативных курсов для восьмилетних и средних школ. М., Просвещение, 1975.

11. Программы факультативных курсов по химии. Химия в школе., 1990. № 4.

12. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., Педагогика, 1981.

13. http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

14. Куличенко Д.Ф. Юные химики // Химия в школе. – 1997. – №6. –.

15. Лапшина З.П. Вопросы транспорта в химическом кружке // Химия в школе. – 1993. – №6.

16. Мелихов Ф.Ф. О путях активизации внеклассной работы // Химия в школе. – 1961.

17. Пахомов Ю.И. Наш опыт внеурочной работы. // Химия в школе. – 1967. – №4.

18. Суровцева Р.П. О работе юных химиков. // Химия в школе. – 1968. – №5.

19. Цветков Л.А. Опыт работы химического кружка // Химия в школе. – 2007. – №1..

20. Цехановская Н.Г. Практическая подготовка учащихся в химическом кружке // Химия в школе. – 1990. – №6..

Наши рекомендации