Разработка тестов второго и третьего уровней
В тесты второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизвести информацию на изучаемые учебные элементы без опоры на помощь и подсказку извне.
Тесты на подстановки.Наиболее простыми являются тесты-подстановки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста.
Конструктивный тест. Другая разновидность тестов второго уровня - конструктивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему.
В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого.
Тест-типовая задача. Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций.
Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.
Тесты третьего уровня. используются тогда, когда требуется определить умения учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
Тест-нетиповая залача. Это разновидность тестов третьего уровня. Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к типовой задаче путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для создания тестов третьего уровня могут быть задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Число существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону.
Тест «черный яшик».В него, как правило, включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащихся знаниях и умениях. Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание.
Тестов четвертого уровня в педагогической практике не существует так как они характеризуются тем, что выявляют умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.
С помощью тестов преподаватель может выявить профессиональные знания и умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний учащихся.
Традиционные и инновационные средства оценивания результатов обучения. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений. Структура диагностических тестов. Тесты. Классификация тестов
Тест - это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированное™ знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.
Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.
Эталон - это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись: Т = З + Э, где Т - тест, З - задание, Э - эталон.
Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся.
Коэффициент усвоения. Коэффициент усвоения - показатель обученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следующей формуле: К = a / p где К - коэффициент усвоения знаний.
Установлено, что 0<К<=1. Если K>0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Учащиеся уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок. Если К<0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить. В обучении применяются самые разнообразные тесты. Здесь мы приводим классификацию тестов по уровням усвоения знаний учащихся и методику их конструирования.