Функциональные размеры ученических столов и стульев соответственно группе мебели и росту учеников
Гигиенические требования к мебели.
Критерии оценки позы:
1. Физиологические - степень мышечной активности, направленной на поддержание тела; устойчивость к регуляции позы с помощью микроколебаний.
2. Патофизиологические - асимметрия позы, асимметрия мышечной активности, чрезмерные наклоны вперед.
3. Психофизиологические - оценка степени двигательного беспокойства, удобство зрительной работы.
Правильное положение тела при письме:
Ø центр тяжести туловища (между телами 1Х и Х грудных позвонков) находится прямо над плоскостью, образуемой седалищными буграми и подвздошными костями. Линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава.
Ø Голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради.
Ø Плечевой пояс расположен горизонтально.
Ø Предплечья и кисти рук симметрично расположены на столе.
Ø Туловище отодвинуто на 3-5 см от края стола (толщина кисти руки школьника).
Ø Не менее 2/3 и не более ¾ бедра лежат на сиденье.
Ø Стопами ног, согнутых под прямым углом, школьник опирается о пол или подножку.
Ø Достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол или подножка).
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
Общие требования к детской мебели:
· Соответствие возрастным анатомо-физиологическим особенностям, прежде всего пропорциям тела;
· Легкость и устойчивость;
· Бесшумность, травматическая безопасность;
· Удобность для чистки;
· Эстетические требования - красота;
· Должна способствовать развитию у детей движений, активной деятельности;
· Занимать мало места.
Мебель, используемую в современных образовательных учреждениях, можно подразделить на следующие основные группы:
1. для учебных классов:
· столы ученические 1-местные и 2-местные со стульями соответствующей группы;
· столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии и т.д.);
· столы компьютерные;
· шкафы для учебных пособий;
· классные доски различных модификаций;
2. для библиотек:
· стеллажи библиотечные двух- и односторонние;
· наборы библиотечные;
3. для столовой;
4. для учебных мастерских;
5. для раздевалок;
6. для актовых залов.
Требования к мебели регламентированы межгосударственными стандартами: ГОСТ 5994-92 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 19301.1-94 «Мебель детская дошкольная.. Функциональные размеры столов», ГОСТ 19301.2-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев».
Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. В соответствии с ГОСТами для учащихся выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1.
Функциональные размеры ученических столов и стульев соответственно группе мебели и росту учеников.
Номер мебели | Средний рост учеников, мм | Группа роста, мм | Цвет маркировки | Высота края крышки стола, обращенного к ученику, мм | Высота переднего края сиденья, мм |
1000-1150 | Оранжевый | ||||
1150-1300 | Фиолетовый | ||||
1300-1450 | Желтый | ||||
1450-1600 | Красный | ||||
1600-1750 | Зеленый | ||||
Выше 1750 | Голубой |
В каждом классе следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.
Основные размеры парты, ученического стола и стула должны соответствовать следующим размерам тела:
- Высота стула должна соответствовать длине голени и стопы с добавлением 1,5-2 см (высота каблука), т.о. обеспечивается нормальная опора и кровообращение.
- Высота стола- длине голени и высоте предплечья над сиденьем, если оно положено на стол.
- Глубина сиденьядолжна составлять 2/3-3/4 длины бедра. При большей глубине сиденья сдавливаются нервы и сосуды в подколенной ямке, при - меньшей посадка менее устойчива.
- Ширина сиденьясоответствует расстоянию между вертелами, добавив 3-4 см.
- Высота спинкидолжна доходить до поясничного изгиба позвоночника.
Правильное соотношение высоты стола и стула нормируется с помощью:
- Дифференция -расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, равное расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья плюс 2-2,5 см (для обеспечения благоприятного соотношения углов наклона корпуса и устойчивой позы).
- Дистанция спинки - расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула - должна быть равна переднезаднему диаметру грудной клетки плюс не более 5 см.
- Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и передним краем сиденья. Дистанция сиденья должна быть только отрицательной: сиденье должно заходить за край стола у стульев 1-й группы на 4 см, у 2-3-й группы - на 5-6 см и у 4-6-й группы - на 7-8 см).
Таблица 2.
Гониометрические показатели оптимальной позы учащихся.