Характеристика учебников по русскому языку

Учебник – важнейшее средство обучения, основной источник знаний. Учебник отражает программу требований.

Компоненты:

1. Систематизированный учебный материал

(состоит из речеведческих сведений, правил, орфограмм…)

2. Аппарат организационного усвоения

-вопросы и задания для активизации познавательной деятельности учащихся;

-вопросы, направленные на поисковую деятельность детей;

-вопросы даются в определённой последовательности. Они отражают логику того открытия, которые учитель делает в конце урока;

-вопросы и задания, организующие самостоятельную деятельность детей.

Упражнения:

-содержащие материал для наблюдения;

-обеспечивающие формирование и закрепление ЗУН;

-повторительные;

-обобщающего характера;

3. Инструктивные

(алгоритм, памятки, схемы, обобщающие таблицы, иллюстрационный материал, условные обозначения…)

4. Аппарат ориентировки в учебнике

(деление на части, параграфы, условные значки, вопросы-почемучки…)

Вывод: содержание и структура учебника обуславливается компонентом задач, которые должны быть решены.

2.Требования к современному уроку русского языка: постановка целей, организация сотрудничества, лингвистическая грамотность. Подготовка учителя к уроку.

Именно в уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом.

Отсюда и вытекают общие требования к уроку русского языка:

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, орфографии, морфемики, лексики, грамматики. Фонетический аспект (слово, звуки), морфологический аспект (части речи), синтаксический аспект (члены предложения), семантический аспект (носитель значения), речевой аспект (средство выражения мысли субъекта) – ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания.

2. Гармоническое соотношение теории и практики.

Теория – это языковые понятия, определения, закономерности, правила и др. виды обобщений. Практика – это речь, а также практикой принято считать языковой анализ и другие упражнения.

3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлечённости изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приёмов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества.

4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор художественных текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. На уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.

5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

6. Связь данного урока с предыдущим и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей.

7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале предмета Русский язык, развивающее обучение, обратная связь на уроке, дифференцированный подход к учащимся.

Подготовка учителя к уроку.

План подготовки:

1. Ориентировка в цели

2. Выборка плана в соответствии с целью

3. Реализация намеченного

4. Самоконтроль

Этапы подготовки:

1. Осознание цели, задачи и ориентировка в условиях подготовительной деятельности (формулировка темы)

2. Актуализация собственных лингвистических и методических знаний в рамках темы.

3. Примерное определение основ направленности урока, расставление акцентов. Определение содержательных границ.

4. Составление плана: грамотная подача материала, урок должен быть связным, удалось ли сделать учеников участниками учебного процесса.

5.Реализация плана: умение организовать учебную деятельность, умение общаться с учащимися, умение заинтересовать материалом, умение контролировать ход работы.

6. Итоговая самооценка (внесение корректив).

Наши рекомендации