Обучение детей с нарушениями зрения ориентированию в пространстве в соответствии с их возможностями и возрастом
Особенности обучения слепых детей раннего возраста ориентировке в пространстве. Организация помощи семье. Специфика коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве детей с косоглазием и амблиопией. Этапы коррекционной работы. Методика Е.Н. Подколзиной.
Социально-бытовая ориентировка (СБО)детей с нарушениями зрения.
Понятие «социально-бытовая ориентировка». Роль занятий по СБО в овладении навыками ориентирования на микроплоскости и в макропространстве детьми различного дошкольного возраста с нарушенным зрением. Содержание и организация занятий по СБО в специальном ДОУ. Методы и приемы обучения СБО детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Использование игровой деятельности для обучения социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушениями зрительного анализатора.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Формы организации психолого-педагогической и коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от вида, формы и течения глазного заболевания.
Организация общеразвивающих занятий. Организация подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий по РЗВ. Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи по РЗВ в зависимости от возраста, структуры нарушения, течения глазного заболевания детей. Взаимодействие специалистов в процессе организации психолого-педагогической и коррекционной помощи на занятиях по РЗВ воспитанникамДОУ. Использование на индивидуальных занятиях дидактических заданий, направленных на РЗВ, с учётом структуры нарушения и возраста ребёнка.
Понятие индивидуально-дифференцированного подхода. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. Методы и приемы реализации индивидуальной помощи детям. Особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по РЗВ с детьми, имеющими нарушения зрения.
Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в специальном детском саду для детей с нарушениями зрения.
Характеристика действующих программ по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением. Обзор программных требований. Отражение содержания коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушенным зрением в действующих типовых программах. Реализация содержания в образовательном процессе СДОУ. Соответствие содержания коррекционной работы по РЗВ возрастным особенностям и психофизическим возможностям дошкольников с нарушениями зрительного анализатора.
Методика развития речи и двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Содержание работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ДЦП.
Механизмы речевых расстройств при ДЦП. Клинические формы речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание, нарушения письменной речи. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения. Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. Содержание логопедической работы по нормализации деятельности артикуляционного аппарата (преодоление изменений тонуса артикуляционных мышц, ограничений объема их движений, координаторных расстройств, тремора, гиперкинезов), формированию дыхания и голосообразования. Особенности фонематического восприятия. Пути коррекционного воздействия. Состояние лексико-грамматического компонента речи. Особенности словарного запаса. Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций. Состояние диалогической и монологической речи. Основные направления работы по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Требования к отбору словаря. Пути расширения и активизации словарного запаса. Методические приемы формирования грамматически правильной речи. Использование различных видов детской деятельности в формировании функций речи, развитии диалогической и монологической речи.
Обязательная литература:
1. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.
Дополнительная литература:
1. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Сурдопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Л.А. Головчиц. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2010. - 319 с.
2. Ляско, Е.В. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз [Текст]: учебно-метод. пособие / Е. Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
4. Микляева, Т.В. Детский сад будущего [Текст]: метод. пособие / Т.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова. - М.: Сфера, 2010. - 127 с.
5. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.
6. Синевич, О.Ю. Медико-биологические и психолого-педагогические основы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. Ю. Синевич, Е.К. Неелова, Т. Ю. Четверикова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 84 с.
Раздел 4. СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ