Социальная защита, помощь и поддержка, предоставление социальных услуг семье.

СЕМЬЯ - Под семьей понимаются социальные группы, члены которых непосредственно связаны друг с другом происхождением, браком или усыновлением.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь в восстановлении и поддержании нормального функционирования семьи. Отличительной особенностью социальной работы с семьей является организационный ее аспект, отражающий двухуровневый характер реализации мер социальной защиты. Составляя в определенной мере самостоятельный контур, каждый уровень (деятельность представителей органов образования, здравоохранения, деятельность работников социальных служб Министерства труда и социального развития) как бы автономно решает свои специфические задачи в отношении семьи, преследуя формально казалось бы одни и те же цели – защита прав семьи, предоставленных ей льгот, проведение определенных мероприятий.

Важное место в социальной работе с семьей занимает социальная поддержка семьи и детей, представляющая многоуровневую систему преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной поддержке семьи отводится самой семье: укреплению родительских уз; формированию устойчивости против алкоголизма, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.

Социальная защищенность семьи формируется путем дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждение педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков.

В настоящее время в России сложились четыре основные формы социальной поддержки семей, имеющих детей:

1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4. Федеральные, региональные целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.

Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствах по вопросам профессиональной переподготовки (образования членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т.д. Она включает медицинское страхование, а также различные формы (моральную, психолого-педагогическую, материальную или физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т.п.

Цель социальной поддержки семьи состоит в создании усилиями, прежде всего разносторонних специалистов, условий, необходимых для подготовки и реализации мер социальной защиты семей в широком диапазоне их потребностей, мобилизации их собственных возможностей на восстановление их социальной активности. На формирование цели в конкретной обстановке социальной поддержки семьи особое воздействие оказывают: этическая ответственность перед семьей; социальная приватность (все люди имеют право на социальную независимость, т.е. на право участвовать в общественной жизни без вмешательства со стороны); психологическая приватность или независимость (клиенты имеют право на отсутствие психологического давления в процессе оказания помощи); физическая приватность (человек имеет право на полное уединение в процессе отдыха, проживания, ухода за собой, индивидуальное жилье и т.д.); задачи социальной работы, вытекающие из психологического анализа жизнедеятельности семей; уровень подготовки социальных работников по проблемам семьи, эффективность работы актива и т.д.

18. Социальная работа с безнадзорными и беспризорными.

Безнадзорный –несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо пожилых лиц

Беспризорный–безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания. Лучшим способом профилактики является воспитание и недопущение отклоняющегося поведения. Роль воспитания на себя берет: семья, школа, соц. педагоги, соц. работник.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способах безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляющих в совокупности с индивидуальной профилактикой, с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально педагогическая реабилитация и предупреждении ими правонарушений и антиобщественных действий.

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и их устранение.

2. Обеспечение защиты и интересов несовершеннолетних.

3. Социально педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступления.

Принципы: законности, демократизма, гуманного обращения, поддержки семьи, индивидуального подхода, конфиденциальности.

Субъекты профилактики:

1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.Органы соц. защиты населения.

3.Органы управления образованием.

4.Органы опеки и попечительства.

5.Органы по делам молодежи.

6.Органы здравоохранения.

7.Органы службы занятости.

8.МВД.

Учреждения для несовершеннолетних: социально-реабилитационные центры; соц. приюты, центры помощи детям, оставшимся без родителей.

+ 19. Роль социально-профилактической деятельности по решению проблем в социализации и воспитании детей и подростков.

ПРОФИЛАКТИКА является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.

Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».

С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.

Социальная профилактика девиантного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.

Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:

· мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

· изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;

· устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

· постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

· активное профилактико-реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

· нейтрализующие;

· компенсирующие;

· предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

· устраняющие эти обстоятельства;

· контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.

В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).

Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения).

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

20. Посредничество в процессе реабилитации семьи группы риска и семьи, находящейся в социально опасном положении.

Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью - основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей, приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью- это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. При этом, с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи. Особое внимание следует уделить семьям «потенциальной группы риска», в которых открыто не наблюдается нарушение функций, когда семья находится на докризисном этапе развития. Данный этап характеризуется частичной утратой или снижением эффективности семейных функций.

СЕМЬЕЙ ГРУППЫ РИСКА (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть.

СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

К категориям «семей, оказавшихся в социально опасном положении» можно отнести:

1. Неполные семьи, в том числе, функционально неполные семьи, в которых двое родителей, но различные причины оставляют им мало времени для семьи;

2. Семьи, где отношения между родителями напряженные или подано заявление на развод;

3. Семьи с недавней смертью одного из родственников, так как негативные последствия отражаются на развитии личности и могут вылиться в депрессию.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Для эффективной организации работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации необходимо отметить специфику развития проблемы, ее структуры и этапов.

Социальная работа, направленная на оказание социальной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении строится на следующих принципах: необвинительности - вместо обличения и упреков, даже заслуженных, - создание ситуации для выхода из кризиса; индивидуального подхода - решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания; доверительных отношениях; уважении норм и ценности семьи и детей; выявления позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи; адресности, гуманизма, принципа социальной справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, дифференцированного подхода, системности и комплексности. Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе выполнять свое главное предназначение: помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; поддерживать социальную инициативу и активность человека, его стремление самому разрешать возникающие проблемы.

Специалисты разрабатывают технологии социальной работы с данной целевой группой, в том числе и социального посредничества.

Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. Именно, в рамках фасилитационного подхода, основанного на сотрудничестве, взаимоуважении, доверии, принятии социальный работник выполняет роль посредника в решении проблем семей, находящихся в социально опасном положении.

Группируют посреднические услуги по следующим направлениям: посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов; межличностное посредничество.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы семьи, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь семье в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся, и помощь семье оказана.

Контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки членов семьи «групп риска». Это помогает обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЕМЬИ представляет собой систему профессиональных, педагогических, психологических и др. мероприятий, направленных на возвращение дисфункциональных семей к социально приемлемому, то есть соответствующему общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи.

Таким образом, реабилитация является сложным процессом, в результате которого у неблагополучной, переживающей трудную ситуацию семьи формируется активное отношение к социальной жизни, восстанавливается способность самостоятельно решать сложные жизненные задачи и укрепляется позитивное отношение к обществу. Изменить поведение отдельной семьи - длительная и весьма затратная по приложению усилий психолого-терапевтическая работа. Гораздо легче изменить поведение группы семей путем групповой работы или организовать такие социальные связи отдельной семьи, при которых ее поведение будет меняться под влиянием социального окружения. Процесс терапии начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия (прямые мероприятия), в том числе с использованием различных организаций, служб, учреждений, и действия других людей из социального окружения семьи, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).


Наши рекомендации