Восьмое требование к речи – её образность
В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов, гипербол и т.д. Примером образности могут быть следующие стихи Н. Заболоцкого.
Зима. Огромная просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья. Тёмные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звёзды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне…
Это сложное стихотворение. Читать его надо медленно, вдумываясь и представляя созданные поэтом образы.
Искусству образной речи учат нас поэты и писатели. Какие языковые средства используют мастера слова? Арсенал этих средств богат. Образность речи создаётся благодаря употреблению слов в переносном значении, художественных определений, эпитетов, образных сравнений, олицетворения, иносказания, иронии.
Назовём некоторые средства образности.
Сравнение – образное выражение, построение на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета. Простые сравнения используются с подсобными словами: как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот как бы и т.д.
Проанализируйте сравнения:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.
А. Пушкин
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!
М. Лермонтов
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Н. Заболоцкий
Намокшая воробушком
Сиреневая ветвь.
Б. Пастернак
Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом.
Э. Багрицкий
Эпитет – образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного.
От вёсел к берегу кудрявый след бежал.
А. Фет
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
А. Ахматова
Здесь проехали полозья –
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след.
С. Маршак
Метафора – это слово или выражение, употреблённое не в прямом, а в переносном смысле.
Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат следующие стихи А. Пушкина:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Гипербола употребляется в целях усиления художественного впечатления.
Часто гипербола встречается в русских частушках:
Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.
БАРАБЕК
(из английского фольклора)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Это короткое стихотворение имеет подзаголовок «Как нужно дразнить обжору».
Прочитайте стихотворение. Какие языковые средства выразительности использовал поэт? Назовите эпитеты, сравнения, олицетворение.
УРОЖАЙ
Красным полымем Разгорелся день
Заря всполыхнула; Огнём солнечным;
По лицу земли Подобрал туман
Туман стелется; Выше темя гор;
Нагустил его Огнём-молнией,
В тучу чёрную; Дугой-радугой;
Туча чёрная
Понахмурилась, Ополчилася,
И расширилась,
Понахмурилась, И ударила,
Что задумалась, И пролилася
Словно вспомнила
Свою родину… Слезой крупною -
Проливным дождём
Понесут её На земную грудь,
Ветры буйные На широкую.
Во все стороны
Света белого. И с горы небес
Глядит солнышко,
Ополчатся Напилась воды
Громом-бурею, Земля досыта.
А. Кольцов
Девятое требованиек речи – ее живость, эмоциональность, выразительность.
Какова наша устная речь? Можно ли её назвать живой, эмоциональной? К сожалению, мы часто говорим скучным, маловыразительным языком. Многим из нас надо учиться говорить «своими словами». Условия, в которых происходит беседа, содержание разговора обычно подсказывают, какие слова нужно употребить – торжественные или шутливые, высокие или обычные.
Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное произношение слов и фраз, нормальное речевое дыхание, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Богатство интонаций появляется благодаря умению изменять силу, высоту и тембр голоса, пользоваться паузой и логическим ударениям, изменять в соответствии с ситуацией темп и ритм речи.
Прочитайте стихотворение, подумайте, какова ваша речь, правильно ли вы говорите.
ЯЗЫК РОДНОЙ
Чуть вас на Волге угостят
садовой солнечной первинкой, -
заговорит на новый лад
людской могучий русский сад;
слова простые захрустят
антоновкой да боровинкой.
В них – звуков сласть и жизни сок,
и лета пышного окраска,
речной запевки голосок,
резьба да роспись, быль да сказка.
Свежи, круглы слова-сорта,
слетают зернышки со рта,
а вы в ладони их ловите!
Друзей –
людей страны иной –
пахучей вечной новизной,
певучей речью удивите!
Слова – улыбка мастерства.
В оттенках тонких – кровь родства
племён поволжских.
Речь права,
присловья зреют солнцем алым.
Храните сочные слова!
Ф Фоломин