Формы и причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
Исследования отоклиницистов показывают, что функциональные возможности слухового анализатора созревают уже во внутриутробном периоде параллельно с формированием его структур. На 20-й неделе беременности при внешней акустической стимуляции происходит изменение ритма сердцебиений плода, причем внутреннее строение и функции его органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых. Следовательно, новорожденный с нормальной слуховой функцией уже обладает специфическим слуховым опытом по костному звукопроведению, прежде всего в восприятии звуков сердцебиения матери. Он уже может различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последовательность.
В отоларингологии причины, вызывающие стойкое необратимое нарушение слуха, делятся на три группы.
Первая группа включает причины наследственного гене-за, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной глухоты или тугоухости. По своей характеристике наследственная тугоухость является нейросенсор-
пой, и, как правило, ее отличают необратимые изменения в структурах слухового анализатора.
Вторую группу составляют эндо- или экзогенные патологические воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), которые обусловливают появление глухоты или тугоухости. Этиология врожденных изменений достаточно разнообразна, а возникающие нарушения зависят от повреждающего фактора и от периода беременности в момент его действия. Особенно опасны 3-й и 4-й месяцы беременности, когда происходит внутриутробное формирование органа слуха.
Третья группа объединяет приобретенные нарушения слуха, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. В зависимости от тяжести патогенного воздействия и затронутой им области слуховой системы могут возникать нарушения различной степени и типа проявления — звукопроводящие, звуковоспринимающие и смешанные.
В клинической аудиологии установление точного диагноза и определение функционального состояния органа слуха у детей и взрослых при его нарушениях осуществляются на основе дифференциально-диагностических методов, использующих разные методики исследования и различные технические средства.
Среди дифференциально-диагностических методов исследования слуховой функции выделяются субъективные (психоакустические) и объективные. Первые из них основаны на оценке испытуемым ощущений, возникающих у него при предъявлении звуковых стимулов. Из таких методов наиболее известны: исследование слуха камертонами, пороговая и надпороговая тональные аудиометрии, исследование слуха тонами низких частот и ультразвуком, речевая аудиометрия. Из-за субъективности оценки ощущений самими пациентами эти методы не всегда обеспечивают достоверные данные о состоянии слуха, поэтому клиническая аудиология опирается и на объективные методы, которые дают специалистам точную и полную информацию о нарушении слуховой функции. К ним относятся: безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные и электрофизиологические методы. В насто-Я щее время на базе новейших достижений науки и техники разрабатываются передовые диагностические методы, в которых используются компьютерные технологии.
При всей вариативности современных технических средств в клинической практике по-прежнему широко применяются камертоны. Их достоинство — в относительной простоте и портативности устройства. Исследование слуха с их помощью проводится в тихом, но не звукоизолированном помещении, шумовой фон в котором достигает 20 — 30 дБ. По сравнению с камертонами аудиометры представляют собой технические устройства, обеспечива-
ющие более надежные данные о состоянии тонального слуха пациентов.
Медицинская реабилитация людей с нарушенным слухом включает комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на восстановление и преодоление нарушений функции слухового анализатора. Ведущее место среди них занимает профилактика детской глухоты и тугоухости, что включает такие медицинские меры, как генетические консультации для предупреждения наследственной патологии слуха; профилактика эндогенных причин врожденной тугоухости в период беременности; профилактика и лечение инфекционных заболеваний у детей; профилактика и своевременное лечение заболеваний лорорганов; осмотры и обследование детей с целью выявления факторов риска, приводящих к развитию тугоухости; контроль над выпуском и применением ототоксичных препаратов; санитарно-просветитель-ная работа среди населения.
Важной особенностью современной медицинской реабилитации стала возможность полного или частичного восстановления нарушенной слуховой функции. Условно эти воздействия могут быть разделены на две группы — хирургические и нехирургические.
Хирургическое лечение ставит своей целью реконструкцию звукопроводящего аппарата. Его возможности обусловлены развитием микрохирургии и восстановительной хирургии в отиатрии. Хирургические вмешательства, связанные с влиянием на слуховую функцию, делятся на слухосохраняющие и слухоулучшающие. Слухосохраняющие операции имеют профилактическую направленность и предотвращают угрозу развития тугоухости. Слухоулучшающие реконструктивно-пластические хирургические вмешательства показаны при врожденных пороках развития органа слуха, а также в случае травматических повреждений. Радикальным видом таких операций, проводимых у пациентов с нейросенсорной глухотой, является кохлеарное имплантирование (КИ). При этой операции во внутреннее ухо человека вводятся электроды, кохлеар-ные импланты, заменяющие волосковые клетки внутреннего уха и благодаря электрической стимуляции слухового нерва обеспечивающие восприятие звуков.
Нехирургические меры воздействия могут быть медикаментозными и аппаратными. Основная задача медикаментозной терапии — сохранение слуха и обеспечение возможности его использования при электроакустической коррекции. При наличии у человека остаточной слуховой чувствительности наиболее распространенным средством нехирургической реабилитации является слухопротезирование — использование слуховых аппаратов, создающих искусственное усиление звуковых сигналов с учетом диапазона воспринимаемых частот.