Примеры творческих заданий для эстафеты веселых задач

ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КТД

ВЕЧЕР (сбор) ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ — несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не более 10—15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В сюиту могут входить: игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен.

Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу и радовать окружающих.

Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества.

Участниками такого вечера (сбора) могут быть как сверстники (микроколлективы одного класса, ДОО, учащиеся одного или нескольких старших классов), так и ребята разного возраста.

Разновозрастный состав участников игры, активное участие в ней взрослых — не препятствие, а напротив, важное условие для ее успеха, для более полного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших, для обмена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творческим поиском, юмором, жизнелюбием, товариществом.

Ход вечера

Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся по кругу небольшими группами (или постоянными микроколлективами; или тут же объединившись — по желанию или по жребию и т. д.), и каждая группа выбирает себе один из инструментов оркестра — симфонического, духового, народных инструментов, джаза: скрипку, трубу, барабан, пианино и т. д. (при этом очень важно, чтобы вкаждой группе были и младшие, и старшие ребята, и взрослые).

Оркестром руководит «дирижер». Он — неожиданно для участников — показывает какой-либо группе игру на их инструменте. Группа в ответ на это должна показать дирижеру «нос». Когда дирижер показывает группе «нос», оркестранты этой группы, наоборот, должны показывать дирижеру игру на «своем» инструменте. Если же группа, к которой обратился дирижер, ошиблась и показала не то, что нужно, она получает коллективный фант (даже если ошибся только один из членов данной группы).

Этот поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит фант, а еще лучше — 2 фанта.

После того как все фанты взяты, ведущие назначают каждому фанту определенное задание. При этом еще раз следует подчеркнуть, что свой фант (или два фанта) выкупает вся группа.

Когда все задания розданы, всем группам (командам) дается 15—30 минут на решение поставленных творческих задач. По окончании этого времени ведущие собирают вместе всех участников игры и начинаются выступления команд—по кругу или в любом порядке, но с передачей какого-либо символического предмета-эстафеты (эстафета веселых задач или веселых экспромтов).

Команда, последней принявшая эстафету и показавшая свое решение, получает право назвать тему для кольцовки песен (см. памятку).

Примеры творческих заданий для эстафеты веселых задач

1.Придумать и разыграть мимическую сцену (или серию сценок) на предложенную тему, например: «На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и ученик» и др.

2. Сочинить стихотворение по срифмованным словам (буриме), например: « ...порою ...горою ...толкает ...мечтает»

Исполнить это стихотворение в какой-либо сценке.

3. Сочинить маленький рассказ по данному началу, например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 минут»... и т. д.

  1. Прочитать этот рассказ приемом «эстафеты» (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.

5. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему.

6. Изобразить и «оживить» (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину.

7. Изобразить пантомимой куплет (или несколько) из популярной песни.

Остальные участники отгадывают песню.

8. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались предложения.

Исполнить этот рассказ творчески.

9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: «Неплохо», «Подумай еще», «Войдите!» и т. д.

10. Придумать и изобразить сценически разные варианты решения жизненной задачи; например:

Хулиган бьет малыша. Ты идешь мимо. Что будешь делать?

Мальчик дружит с девочкой. Их дразнят. Что им делать? и др.

Предлагается дать не менее трех вариантов решения.

11. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняющих ее характер.

12. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему, например о море и моряках.

13. Драматизировать песню или стихотворение.

14. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя.

Остальные отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора.

КОНЦЕРТ-МОЛНИЯ — познавательная игра-обозрение, участники которой (несколько команд) готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизированные коллективные выступления по общей программе.

Программа концерта-молнии составляется также экспромтом, лучше всего советом капитанов команд по предложению участников.

В программу включаются несколько (3—5) обязательных для каждой команды жанров, например: 1) хоровое пение, 2) танец, 3) декламация, 4) сценка, 5) оригинальный жанр.

Программа может быть усложнена таким заданием: объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом. В результате каждая команда покажет небольшую концертную сюиту или даже спектакль. При этом возможны два варианта:

а) тема (сюжет) таких сюит-спектаклей для всех команд общая (выбирается также сообща — советом капитанов по предложениям команд);

б) каждая команда, начиная подготовку, придумывает свою тему (сюжет).

Примеры тем (сюжетов)

— День в лагере.

— В туристском походе.

— Встреча Нового Года.

— Проводы зимы.

— Праздник на корабле.

— Лесной карнавал.

— Бойцы на привале.

— На всемирном фестивале.

— Встреча друзей и др.

Порядок игры-обозрения

1. Создание команд (если решено участвовать сводными коллективами), выборы капитанов, составление программ (перечня обязательных жанров и т. д.);

2. Подготовка концерта по командам (время 15—20 минут, в любом случае не больше получаса);

3. Поочередные выступления команд, причем время для выступления каждой команды ограничено примерно 5—7 минутами.

Завершить концерт-молнию можно общей песней, например самой удачной из тех, которые были исполнены во время командных выступлений.

Проводить концерт-молнию можно во время праздничных утренников, вечеров, на привале в походе, в перерыве для отдыха между трудом, во время ожидания начала какого-либо дела (особенно, когда это ожидание неожиданно затягивается) и т. д.

Соревнования между командами устраивать не стоит. Пусть каждое выступление имеет одну цель: удовольствие, радость товарищей, а весь концерт будет своеобразным обменом сюрпризами.

Участниками концерта-молнии могут быть и постоянные коллективы.

Сводные команды можно создавать различными способами: по жребию, по именам участников (объединения тезок — «Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани и Мани»; «Сережи и Людмилы» и т. п.), по времени их рождения (например, «Зима», «Лето», «Весна» и «Осень») и т. д.

Игра-молния открывает широкий простор для проявления творческих способностей, находчивости, остроумия, фантазии каждого участника, для сплочения коллектива, для возбуждения и укрепления мажорного тона его жизни.

ЭСТАФЕТА ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ — познавательное дело-обозрение, во время которого каждый из членов коллектива по очереди знакомит остальных со своим любимым занятием, рассказывает о том, что он увлекся этим делом, о своих поисках, удачах и неудачах, о своих планах, показывает свои материалы, отвечает на во­просы, дает советы товарищам.

В числе любимых занятий, с которыми члены коллектива знакомят друг друга, могут быть:

1. рисование и лепка,

2. вышивание,

3. коллекционирование,

4. выпиливание, выжигание по дереву, моделирование,

5. чтение книг: сказок, о путешествиях и т. д.,

6. чтение стихов и сочинение собственных,

7. рассказывание интересных историй,

8. решение занимательных задач — ребусов, головоломок, кроссвордов и др.,

9. выращивание цветов и других растений,

10. уход за домашними животными,

11. фотографирование, занятие тем или иным видом спорта и др.

Лучше всего проводить эстафету любимых занятий на сборах-встречах небольших коллективов (микроколлективов). Нужно, чтобы такие встречи происходили в приятной, как бы семейной обстановке, носили непринужденный характер, когда даже самый застенчивый поделится своим заветным интересом.

Особенно успешно проходит эстафета любимых занятий на сборе микроколлектива в гостях у старшего друга, например у родителей одного из ребят.

Много дает для взаимного благотворного влияния старших и младших, для укрепления товарищеских отношений между ними эстафета любимых занятий на сборе-встрече двух разновозрастных микроколлективов.

Эстафету любимых занятий можно проводить в два тура, причем в первом туре происходят встречи по микроколлективам (или их союзам), а для второго тура может быть использован один из следующих примерных вариантов:

— эстафета любимых занятий между микроколлективами происходит на общем сборе: каждый микроколлектив после первого тура выделяет одного из своих членов для выступления с наиболее ярким любимым делом; на общем сборе по очереди выступают эти «делегаты»;

— эстафета любимых занятий между «союзами» микроколлективов происходит на объединенном сборе старшего и младшего коллективов, выступают по очереди представители каждого союза.

— эстафета любимых занятий между бригадами любителей; происходит на общем сборе классного коллектива «на объединенном сборе старшего и младшего коллективов, на встрече нескольких параллельных классов и т. д.; предварительно все участники создают сводные объединения по интересам; каждая бригада готовит коллективное выступление для остальных с рассказом о своем любимом деле.

В любом из вариантов эстафета любимых занятий помогает раскрывать интересы и способности ребят; осуществлять обмен интересами, знаниями, умениями, воспитывать заботливое отношение каждого к своему коллективу и уважение коллектива к каждому своему члену, побуждает к самовоспитанию.

Полезна такая эстафета еще и тем, что обычно дает толчок к новым коллективным творческим делам, удовлетворяющим разнообразные интересы, которые проявились и усилились во время эстафеты. От нее легко перейти к таким познавательным делам, как вечер разгаданных и неразгаданных тайн, «пресс-конференция», устный журнал и т. д. (см. памятки).

Взрослые — учителя, родители, вожатые — кроме об­щей организации эстафеты могут выполнять и другие функции: консультировать ребят при подготовке сборов-встреч, быть ведущими на этих встречах и участниками эстафеты, т. е. тоже делиться с ребятами своими интересами, любимыми занятиями.

ЭСТАФЕТА-«РОМАШКА» — познавательная игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию, решают их и по очереди показывают свои решения.

Участниками игры могут быть постоянные микроколлективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды — не более 10—15 человек в каждой. В последнем случае организаторы игры могут заранее приготовить из бумаги или картона значки-жетоны стольких вариантов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Каждый участник вытаскивает какой-либо значок и таким образом попадает в определенную команду.

Организаторы игры делают «ромашку» — картонный круг желтого цвета диаметром 15—20 см и лепестки из белой плотной бумаги с булавками в основании каждого лепестка. Количество лепестков должно совпадать с числом команд или быть вдвое больше этого числа, если решено, что каждая команда будет решать не одну, а две веселые задачи.

Затем организаторы игры выбирают — в соответствии с составом участников — веселые задачи (перечень подобных задач см. в памятке «Вечер веселых задач»), и на каждом лепестке записывают начало одной из таких задач, например:

§ Придумать и показать несколько сценок на тему...

§ Придумать и исполнить рассказ, который начи­нается так:...

§ Изобразить пантомимой следующие пословицы и поговорки:

1) .........

2) .........

3) ......... и т. д.

Многоточием обозначается та часть задачи, которая будет придумана уже во время самой игры.

Ход игры

Сама игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед началом игры участники садятся в круг по командам, каждая выбирает капитана и придумывает себе шуточное название. В центре круга ведущие кладут (на стол или стул) «ромашку» так, что лепестки (не скрепленные с желтой «сердцевиной») обращены вверх той стороной, на которой нет текста.

1-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда придумывает вторую часть задачи и записывает ее вместо многоточия, оставленного организаторами. На это дается 5—10 минут. Первый этап завершается тем, что капитаны снова составляют из лепестков ромашку в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изменить расположение лепестков.

2-й эта п. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда готовит — одновременно с остальными, но по секрету от них — решение доставшейся задачи (или двух задач). На это дается 20—30 минут. В конце этого срока ведущие собирают команды, которые снова занимают свои места в кругу.

3-й этап. Один из ведущих вручает любому из капитанов желтую сердцевину «ромашки». Капитан объявляет доставшуюся им задачу. Затем команда показывает свое решение, после чего капитан прикалывает лепесток к сердцевине и передает эстафету любой другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную ромашку (если команды готовили по две задачи, то можно провести эту эстафету II два тура).

Советы организаторам

Помните, что эстафета-«ромашка» — это непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора, что эта игра выявляет индивидуальные творческие способности младших и старших, объединяет участников и различных видах коллективного поиска и коллективного действия.

— Не стоит вводить оценку очками, баллами и т. п. пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок на радость всем собравшимся.

— Этой игре все возрасты покорны! Не нужно бояться разновозрастного состава команд (например, малыши, их старшие друзья и взрослые),— наоборот, решения веселых задач тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд. Эстафета-«ромашка» сближает младших и старших подобно общей игре в кругу семьи.

— Эстафета-«ромашка» — отличное средство для сплочения классного коллектива, для преодоления разобщенности параллельных классов, для объединения ребят и педагогов на классных и школьных вечерах.

КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН — массовая познавательная игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Правила игры

— Каждая команда поет только один куплет (и припев) и должна исполнять его сразу же после предыдущей команды.

— Если команда допустила паузу более 3—5 секунд или исполнила песню не на выбранную тему, то по решению ведущих она выбывает из игры; побеждает та команда, которая последней исполнила песню на условленную тему.

— Совещания команд по выбору очередной песни должны идти так, чтобы не мешать поющим; ведущие имеют право отстранить команду за шум «сверх нормы».

Возможные темы кольцовок

«Песни боевые, солдатские», «Море и моряки», «О пионерах», «Туристские песни», «Москва-столица», «Любимый город», «О людях разных профессий», «Дружба», «Русские народные песни» и др.

Советы организаторам

— Тему кольцовки могут предложить ведущие или выбрать сами участники — путем конкурса между командами на лучшие предложения, с окончательным решением на совете капитанов и ведущих.

-- Не стоит проводить больше одного-двух туров кольцовки, чтобы не допустить утомления участников.

— Команды можно составлять по-разному: по первичным коллективам, по классам и их союзам, по желанию (кто с каким капитаном хочет), по жребию и т. д. Количество участников в каждой команде может быть разным, но не превышать 40—50 человек, ибо в противном случае команде трудно вместе совещаться и дружно петь.

— Кольцовка песен мобилизует внимание участников на определенной теме, оказывает сильное эмоциональное воздействие, сплачивает участников в напряженном, увлекательном действии. Поэтому ее можно использовать на сборе, классном и школьном вечере (например, в начале — для быстрого идейно-эмоционального «ввода» в тему и сближения участников или в конце — как коллективное завершение и своеобразная разрядка энергии), а также в перерыве или по окончании любого познавательного, спортивного, трудового дела.

Некоторые команды успевали даже инсценировать свою песню, что очень оживляло кольцовку. Так, под аккомпанемент песни «Светит месяц» девочки-малыши, к восторгу всех участников, пустились в пляс. Эта затея была подхвачена и другими командами.

Всего за 30 минут в зале прозвучали куплеты почти сорока песен разного характера, многие сопровождались танцами и пантомимой. Песни лились одна за другой, и не было им конца...

Получилось не просто хоровое пение, а настоящее творческое коллективное дело!

Наши рекомендации