Алгоритм литературно-исполнительского анализа сказки

1. Название произведения и его смысл;

2. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

3. Тема (о чем произведение);

4. Основная мысль (какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет эта сказка);

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

Конфликт;

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции. В каждом произведении можно выделить ключевые фразы, по которым можно воспроизвести содержание, они отражают основные изменения развития сюжета. Между цитатами необходимо вписывать элементы композиции произведения (см. в примечаниях);

8. Система образов: персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные; поступки персонажей и их мотивация; связь персонажа с окружением; отношение к герою произведения других персонажей; авторское отношение к персонажам и способы его выражения;

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

10. Определение исполнительской задачикаждой композиционной части рассказа;

11. Приемы образности:сказочный язык (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

12. Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика-сказочника, выбор формы общения со слушателями);

13. Составление вопросов для беседы с детьми по сказке.

Приложение №7

Аннотация - краткая характеристика произведения с точки зрения его содержания, формы и других особенностей.

Аннотация на художественное произведение должна содержать:

- сведения об авторе,

В.М. Гаршин – русский писатель

- указание жанра и времени создания произведения,

Сказка «Attalea princes» - написана и опубликована в 1880 г.

- краткий рассказ о месте действия,

Действие сказки разворачивается в оранжерее ботанического сада.

- обозначение темы, проблемы, поднимаемой автором в произведении,

В сказке воплотились любовь писателя к природе, стремление к свободе.

- характеристику главного героя,

Главной героиней является пальма, которая жила в неволе, в стеклянной оранжерее, в отличие от других растений она стремится вырваться на свободу.

- препятствия, которые должен преодолеть герой на пути к достижению цели,

На пути к свободе пальме придется столкнуться с непониманием и осуждением других обитателей оранжереи.

- мотивы героя, связанные с поднимаемой в произведении проблемой,

Но пальма твердо верит в свою правоту, ей ненавистна оранжерея-тюрьма.

- как герой будет преодолевать препятствия и достигать поставленную цель.

И стремление к свободе так велико, что она не пощадит ни ствола, ни листьев и однажды вырвется на волю. Но какова будет цена обретенной свободы? Ответ на вопрос вы получите, прочитав сказку до конца.

Если аннотация составляется на детское издание, то обычно указывается читательская аудитория: «для детей дошкольного возраста», «для детей младшего школьного возраста» и т.д.

При составлении аннотации нужно ориентироваться на следующие критерии:

- простота изложения,

- убедительность,

- эмоциональность,

- конкретика,

- интрига.

Объём аннотации по художественному произведению не должен превышать двух абзацев, или 500 печатных знаков.

Задача любой аннотации – компрессия текста, умение оценить текст с расчетом на адресата.

Особое внимание уделите указанию на точные выходные данные. Если это книга – указать автора (инициалы после фамилии), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.


Компоненты и клише развернутой аннотации

1.Тема книги (Книга…о…; повесть …о том, как…;книга…ставит проблемы о…)

2.Цель, которую ставит автор в книге (Эта книга помогает усвоить …,дает рекомендации…

3.Кому адресовано данное произведение (Книга… адресована дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, родителям. Книга рассчитана на широкий круг читателей)

4.Объем книги (небольшая, но емкая по содержанию книга)

5.Достоинство оформления ( …ярко иллюстрирована, или: с яркими иллюстрациями).

6.Автор книги (знаменитый, любимый, популярный, интересный).

7.Совет читателю (Прочитай и подумай…, прочитай внимательно…).

8.Рекламный (Автор применяет остроумные методы, чтобы… Книга… рождает интересные мысли, приглашает к размышлению…).


Рекомендации по подготовке аннотации

1.Запомните словосочетания: аннотация – Чего? На что? Например: аннотация вышедших изданий, аннотация на вышедшие издания.

2.Главные вопросы аннотации – О чем? Цель автора? Кому?

3.Внимательно изучив содержание книги, работы, статьи, составьте тезисный план.

4.Перескажите основное содержание, используя тезисы. Не забудьте, что подчеркнуть жанровые особенности вашей работы и связать предложения в тексте вам помогут речевые клише.

5.Сформулируйте цель автора.

6.Подумайте, кому адресована эта книга, работа, статья.

7.Особое внимание уделите указанию на точные выходные данные. Если это книга – указать автора (инициалы после фамилии), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Приложение №8

Наши рекомендации