Методы стимулирования деятельности и отношений личности

Выделяют методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К первой группе, например, относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии. Вторая группа представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование.

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

· Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

· Ситуация свободного выбора – школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности.

· Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта.

· Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах.

· Ситуация творчества (В.А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации.

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, – достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание.

Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь школьнику осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.

Соревнование – это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того факта, что детям свойственно стремление к здоровому соперничеству, состязанию, приоритету, первенству, самоутверждению. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать следующие принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. У соревнования как метода большие воспитательные возможности: оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы; соревнование способно открыть совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать; соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу. Педагогические условия:

1. Организуется в связи с конкретной педагогической задачей.

2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования.

3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности.

4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девиз, звания, титулы, эмблемы, призы.

5. Для метода соревнования важны гласность и сравнимость результатов.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение – способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действий, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, вселяет уверенность в собственных силах. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

Рекомендации по применению метода поощрения:

1. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника членам коллектива.

2. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что.

3. Поощрение требует личностного подхода и объективности.

4. Объективность в поощрении.

5. Одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Правила использования поощрения:

1. Поощрять надо лишь за действенные успехи.

2. Не следует хвалить: а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и
т.д.); б) за то, что достигнуто не своими усилиями; в) больше двух раз за одно
и тоже достижение; г) из-за жалости; д) из-за желания понравиться.

3. Не следует поощрять одних и тех же детей очень часто.

4. Поощрение педагога должно совпадать с мнением коллектива.

5. Важно обеспечить гласность поощрения.

6. При выборе видов поощрений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Отношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Формы наказаний: замечание учителя, предупреждение, беседа, неодобрение, порицание, обсуждение на собрании, взыскание, вызов на педсовет, отстранение от занятий, перевод в другой класс, школу, исключение из школы и др.

Наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником, не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания. Недопустимо наказание по подозрению. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы прошлого века). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинств личности. Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. Наказания применяются лишь в тех случаях, когда учащиеся умышленно или по небрежности нарушают установленные правила.

Учащиеся не наказываются: а) за неумения; б) за старые привычки; в) за незнание;

При наказании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Сочетание требовательности и уважения к ученику.

2. Справедливость в применении наказаний.

3. Учет психологического состояния наказуемого.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Педагогические условия, определяющие эффективность метода наказания:

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.

6. Наказание – сильнодействующий метод. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации.

7. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.

8. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь.

Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Некоторые педагоги к методам стимулирования относят и сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания.

Справедлив вывод польского педагога Яна Корчака: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словестное поощрение вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая и особенностей организма».

Наши рекомендации