Тема 32. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа
Сеть и типы учреждений социально-культурной сферы, их специфические функции и особенности их деятельности как основа для разработки отраслевых социокультурных технологий. Ведущие учреждения и организации отрасли: клубные и библиотечные, развлекательно-игровые комплексы и центры досуга, парковые учреждения и системы, музейные и историко-культурные учреждения и комплексы, учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел, санаторно-оздоровительные и курортные учреждения, киноконцертные и театрально-зрелищные предприятия, учреждения туризма и спорта. Вспомогательные учреждения и организации: традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. Учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания. Современные социально-культурные институты как база для создания и внедрения прогрессивных социальных, педагогических, анимационных, досуговых и других технологий.
Тема 33. Технологическое мастерство менеджера социально-культурной деятельности как условие успешной профессиональной деятельности.
Профессиональное мастерство как совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной деятельности. Характеристики современного специалиста: профессиональная профилизация, юридический, экономический, этический, социальный статус. Преобразования в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности на основе закона РФ «Об образовании»: приоритет общечеловеческих ценностей, принцип гуманизма, содействие охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности. Организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества менеджера социально-культурной деятельности как технологический ресурс. Методика формирования профессионального мастерства: развитие профессиональных качеств в ситуации деятельности, индивидуально-творческое обучение, овладение навыками социально-культурного проектирования и разработки оригинальных технологий, развитие коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. Роль и место знаний основ социально-культурных технологий в концептуальной системной модели специалиста социально-культурной деятельности.
Заключение.
Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ и проектов.
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002.
2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.
4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998.
5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1997.
6. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.
7. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002.
8. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. Учебное пособие. – М., 1999.
9. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Лань», 2003.
Дополнительный
10. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992.
11. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998.
12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999.
13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998.
14. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005.
15. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. – М., 1987.
16. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе. – М., 1989.
17. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999.
18. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985.
19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.
20. Досуг, творчество, медиакультура: социально-экологические проблемы: Сборник научных трудов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005.
21. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994.
22. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. – М., 1984.
23. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96 г. № 54-ФЗ.
24. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.
25. Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
26. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.
27. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 19.07.95 г. № 114-ФЗ.
28. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб., 1996.
29. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989.
30. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002.
31. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1985.
32. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001.
33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995.
34. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. – М., 1992.
35. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004.
36. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990.
37. Кузнецов И. Технология делового общения. – М., 2004.
38. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999.
39. Морозов М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: Оргтехника: Учебник. – М., 2004.
40. Народная культура Сибири: Учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. В 2 ч. – Омск, 2002.
41. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.
42. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск, 2001.
43. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М., 2004.
44. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994.
45. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
46. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004.
47. Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения. Утверждено Минкультуры России от 29.05.02. № 10.
48. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 1994.
49. Разумный В.А. Клуб и культура общения. – М., 1989.
50. Разумный В.А. Народное творчество и современность. – М., 1990.
51. Руденский Е.В. Режиссура праздничного общения как социальная технология педагогики досуга. – Кемерово, 1991.
52. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
53. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004.
54. Словарь-справочник социального педагога организатора досуга детей и подростков / Ред.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск, 1998.
55. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие. – М.,»Просвещение», 1977.
56. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 2003.
57. Социальная работа; теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА – М., 2002.
58. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник науч. статей / Ред. В.В. Туев – Кемерово, Кем ГАКИ, 2002.
59. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Учебное пособие. – М., 2002.
60. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. – М., 1991.
61. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учебное пособие. – СПб., 2003.
62. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985.
63. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996.
64. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 2000.
65. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004.
66. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
67. Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании: Сборник статей. – Омск, 2004.
68. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.
69. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000.