Общие правила производства следственных действий

Общие правила производства следственных действий обуслов­ливаются как принципами уголовного судопроизводства в целом, так и общими условиями предварительного расследования в част­ности. Законодатель предусматривает такое построение процес­суальных норм, регламентирующих общие правила производства следственных действий, в соответствии с которыми они частично содержатся в главе 22 УПК РФ (ст. 164-166), а частично вытека­ют из других положений Закона (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 41, ч. 1 ст. 156 УПК РФ и т.д.). С учетом анализа всех указных процессуальных норм представляется возможным сформулировать об­щие правила производства следственных действий.

1. Следственные действия могут проводиться только по воз­бужденному уголовному делу. Некоторое исключение из этого правила составляет норма, позволяющая следователю[5] при обстоя­тельствах, не терпящих отлагательства, производить до возбуждения уголовного дела только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).(И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ) Законодатель допускает такое исключение, исходя из специфического характера осмотра места про­исшествия, связанного с необходимостью в кратчайшие сроки обна­ружить и зафиксировать материальные следы преступления.

2. Выбор следственного действия, которое должно быть произ­ведено в конкретной следственной ситуации[6], осуществляет сам следователь[7]. Вместе с тем законодатель предусматривает ряд исключений, обязывающих следователя производить в конкрет­ных ситуациях определенные следственные действия (ч. 2 ст. 46, ст. 173 УПК РФ и т.д.).

3. В процессе предварительного расследования уголовного де­ла следователь не обязан производить все без исключения преду­смотренные законом следственные действия. Так, некоторые наи­более распространенные следственные действия (следственный осмотр, допрос, обыск) проводятся практически по каждому уго­ловному делу. Другие (очная ставка, предъявление для опозна­ния, освидетельствование) проводятся реже, но вместе с тем тоже достаточно часто. А некоторые (следственный эксперимент или проверка показаний на месте) в силу их большой сложности широ­кого распространения в следственной практике не имеют.

4. Следственные действия, сопряженные с определенным государственным принуждением (ч. 3 ст. 178, ст. 179, 182, 183 УПК РФ), производятся на основании постановления следователя.

5. Следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина (ч. 4-7 ст. 29 УПК РФ), осуществляются на основании судебного решения.

6. Производство следственного действия в ночное время (с 22.00 до 6.00 по местному времени) не допускается, за исключением слу­чаев, не терпящих отлагательства. При этом под обстоятельствами, не терпящими отлагательства, следует понимать такие случаи, ко­гда задержка в проведении следственного действия может вызвать отрицательные последствия.

7. При производстве следственных действий следователь не мо­жет применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, а также создавать опасность для жизни и здоровья участвующих лиц.

8. При производстве следственных действий могут применять­ся технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъя­тия следов преступления и вещественных доказательств. Так, в на­стоящее время наукой разработано множество различных техни­ческих средств, а также приемов и методов работы с ними, которые способствуют поисково-познавательной деятельности следователя по установлению истины в ходе расследования уголовного дела[8]. О применении технических средств заранее должны быть преду­преждены участники следственного действия.

9. Факт производства следственного действия, его ход и ре­зультаты подлежат занесению в соответствующий протокол. Этот процессуальный документ является основным средством фик­сации следственного действия. Правила оформления протокола регламентируются статьями 166 и 167 УПК РФ. Так, он должен быть составлен следователем в ходе следственного действия или сразу после его окончания. Во вводной части протокола указыва­ются: а) место, дата и время производства следственного действия; б) должность, фамилия и инициалы следователя; в) данные о лич­ности всех участников следственного действия с указанием о разъ­яснении им в необходимых случаях прав, обязанностей и ответст­венности. При этом законодатель, руководствуясь положениями принципа охраны прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 11 УПК РФ), в целях обеспечения безопасности отдельных лиц (по­терпевшего, свидетеля, их родственников и т.д.) предусматривает возможность сохранять в тайне данные о личности определенных участников следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит соответствующее постановление с указанием псевдонима участника и образцом его псевдоподписи[9]. Данное постановление помещается в конверт, который приобщается к уголовному делу в опечатанном виде.

В описательной части протокола фиксируются: а) отдельные действия следователя и иных лиц, причем в той последовательно­сти, в которой они проводились; б) результаты следственного дей­ствия, в том числе изъятые вещественные доказательства или иные документы; в) технические средства, условия и порядок их ис­пользования, а также полученные с их помощью результаты. И на­конец, в заключительной части протокола отмечается факт озна­комления с ним участвующих лиц, а также их замечания и заявле­ния по существу следственного действия.

Протокол предъявляется для ознакомления под роспись всем участникам следственного действия, которые при этом имеют пра­во делать замечания о его дополнении и уточнении. Если участник следственного действия в силу физических недостатков или со­стояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают содержание протокола и факт невозможно­сти его подписания. В случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать протокол в нем делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями следователя, а также защитни­ка, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. При этом лицу, отказав­шемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возмож­ность дать объяснение причин такого отказа.

Помимо протокола законодатель допускает возможность исполь­зования иных средств фиксации хода и результатов следственного действия, а именно: изготовления слепков и оттисков следов; со­ставления различных схем, планов, чертежей; стенографирования, фотосъемки, аудио- и видеозаписи и т.д., о чем делается отметка в протоколе (ч. 8 ст. 166 УПК РФ). Все указанные материалы хранятся при уголовном деле и являются неотъемлемыми прило­жениями к протоколу следственного действия. Без протокола они не имеют юридической силы, а соответственно и доказательствен­ного значения.

Отдельным пунктом необходимо раскрыть судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

В соответствии с положениями Конституции России и принци­пами уголовного судопроизводства следственные действия, огра­ничивающие права и свободы человека и гражданина, производят­ся на основании судебного решения в порядке, предусмотренном статьей 165 УПК РФ.

Так, следователь при наличии предусмотренных законом осно­ваний для производства следственного действия с согласия руково­дителя следственного органа возбуждает перед судом соответствую­щее ходатайство. Данное ходатайство подлежит единоличному рас­смотрению федеральным судьей районного суда по месту производства предварительного расследования или про­изводства следственного действия в 24-часовой срок. В судеб­ном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих ре­шений:

• о разрешении производства следственного действия;

• об отказе в производстве следственного действия с обяза­тельным указанием мотивов такого отказа.

Вместе с тем в процессе предварительного расследования уго­ловного дела может сложиться следственная ситуация, требующая безотлагательного производства определенных следственных дей­ствий (осмотра и обыска жилища, а также личного обыска и нало­жения ареста на имущество, подлежащее конфискации), осуществ­ляемых на основании судебного решения. В этом случае допуска­ется некоторое отступление от общего правила и следователю разрешается выполнить такие действия на основании собственного постановления без судебного решения. Однако законодатель все равно не может оставить указанные процессуальные процеду­ры без надлежащего судебного контроля, поэтому в 24-часовой срок с момента начала следственного действия следователь обязан письменно уведомить судью и прокурора о его проведении. К уве­домлению прилагаются копии постановления о производстве след­ственного действия и его протокола. В свою очередь, судья, полу­чив указанные материалы, в 24-часовой срок обязан проверить законность произведенного следственного действия и вынести одно из следующих постановлений:

• о законности следственного действия;

• о незаконности следственного действия и признании его ре­зультатов недействительными, что влечет недопустимость всех полученных в ходе его производства доказательств.

Таким образом, можно сформулировать общие правила производства следственных действий.

Общие правила производства следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). При этом надо иметь в виду, что в судебных стадиях уголовного процесса действуют несколько иные правила проведения следственных действий, характерные для состязательной модели регулирования (ст. 240-260 УПК).

Общие правила составляют процессуальную форму следственных действий, распадающуюся на три группы норм, регламентирующих: 1) условия их проведения; 2) процедуру; 3) меры, гарантирующие производство следственных действий. Эти три группы есть не что иное, как обобщенные гипотезы, диспозиции и санкции для института следственных действий.

Наши рекомендации