Расписание учебных занятий.

ЛЕКЦИЯ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ПЛАН

4.1 Общие требования и основные документы по организации образовательного процесса в вузе

4. 2 Основные виды занятий

4. 3 Аттестация учебной работы студентов

4. 4 Послевузовское обучение и повышение квалификации выпускников

Образовательный процесс в высшем учебном заведении – это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско- преподавательского, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, а также студентов, обеспечивающая подготовку

квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами.

Общие требования и основные документы по организации

Образовательного процесса в вузе

Общие требования к организации образовательного процесса в вузе:

· организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий;

· вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов;

· освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников;

· обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и бъективный контроль качества подготовки выпускников по авершению уровня образования.

Одна из важнейших задач преподавательского состава – это

формирование мотивированного отношения студентов к процессу обучения.

Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются:

Рабочие учебные планы;

Рабочие программы;

расписание учебных занятий.

Рабочий учебный план – это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов.

В рабочем учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные

сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.

Рабочая программа – это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учётом специализации. Является единой для всех форм обучения.

В программе даётся детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения. Содержание и объем рабочих программ должны соответствовать общему бюджету учебного времени, которое отведено на

изучение конкретного предмета.

Рабочие программы разрабатываются кафедрами, проходят внутреннее и

внешнее рецензирование, рассматриваются на Методическом и Ученом советах, утверждаются ректором либо проректором по учебно-воспитательной работе.

Расписание учебных занятий – это документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-

преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр.

Составление расписаний занятий – завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содержится полная информация о

времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и

учебных групп, с указанием фамилии преподавателя, проводящего занятия.

Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и рабочим программам.

Основные виды занятий

Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

Основными видами занятий являются:

♦ лекция;

♦ семинарское занятие;

♦ практическое занятие;

♦ лабораторное занятие;

♦ контрольная работа или коллоквиум;

♦ реферат;

♦ курсовая работа;

♦ выпускная квалификационная (дипломная) работа;

♦ самостоятельная работа;

♦ консультация;

♦ деловые игры;

♦ ролевые игры;

♦ тренинги;

♦ программированные учения;

♦ компьютерные учения;

♦ практика (учебная, производственная, преддипломная).

Лекцияявляется эффективным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок и составляет основу теоретической подготовки студентов.

Цель лекции - краткое изложение важных и сложных вопросов по определённой дисциплине. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их

творческого мышления.

Во время лекции преподаватель устно передаёт информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух.

Лекция позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Они чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с большим количеством слушателей.

Лекции имеют и недостатки, даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от

того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального

опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом.

Семинарское занятиепредусматривает обсуждение в группе конкретных ситуаций, высказывание собственного мнения и проведение различного рода дискуссий.

Цель семинара - проверить усвоение студентами изученного материала и помочь им разобраться в содержании изучаемой темы, а также лучше понять

непонятное на лекции или при чтении рекомендованной литературы.

Главное в семинаре - это дискуссия и диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал,

соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у студентов, что повышает эффективность учебного процесса.

Эффективность семинара зависит от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой климат, который побуждает слушателей к

активному участию в работе.

Семинары позволяют преподавателю установить более прочные святи между материалом, который студенты получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают на настоящий момент, за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий.

Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно небольших группах (8-25 человек), и обычно важнейшее место в них отводится дискуссиям среди студентов.

Практическое занятиепредусматривает решение задач, примеров, упражнений. Эти занятия позволяют контролировать степень понимания студентами пройденного материала. С этой целью задаются вопросы или даются практические задания по пройденному материалу каждому студенту.

Так же как и семинары, практические занятия предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время занятий.

Лабораторное занятиепредусматривает проведение экспериментальных

исследований и опытов в специальных условиях на лабораторном оборудовании, компьютерах, приборах, аппаратуре. Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, за исключением случаев, когда по характеру работ требует участие нескольких студентов одновременно или когда недостает необходимого оборудования.

Контрольная работа или коллоквиумвыполняется письменно путем решения задач или написания ответов на теоретические вопросы в объеме изучаемого материала. Контрольные работы для студентов по очной форме

обучения проводятся во время плановых аудиторных занятий с получением

дифференцированной оценки.

Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в межсессионный период и представляются в вуз в установленные сроки. Они должны быть отрецензированы преподавателем в срок не более 7 дней и возвращены обучающемуся не позднее 15 дней с момента получения их вузом.

Незачтенная контрольная работа возвращается студенту-заочнику с подробной рецензией для дальнейшего изучения учебного материала. При

необходимости предлагается новый вариант контрольной работы.

Повторно выполненная контрольная работа должна направляться на рецензирование преподавателю, проверявшему работу в первый раз. Рецензирование проводится в общем порядке. Работа, выполненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвращается студенту без проверки с указанием причины.

Контрольные работы студентов-заочников оцениваются отметкой «зачтено», а при неудовлетворительном выполнении - «незачтено». Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче экзамена по соответствующему предмету не допускаются. Им предоставляется право в

конце экзаменационной сессии повторно выполнить незачтенную ранее контрольную работу (не более чем по двум предметам) и при получении зачета по ней сдать экзамен по соответствующему предмету.

Наличие контрольных работ по каждой учебной дисциплине указывается в рабочем учебном плане и тематическом плане изучения конкретной учебной

дисциплины.

Реферат- это расширенное сообщение или доклад по конкретному вопросу. Является традиционным видом активного обучения, где студент самостоятельно изучает источники, рассматривает проблемы и явления с разных точек зрения и вырабатывает собственный взгляд на проблему.

Темы рефератов определяются преподавателем или выбираются студентами

самостоятельно. Оценка по реферату не предусмотрена.

Курсовая работаимеет целью систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки студента, научить его самостоятельно применять их при решении служебных задач, а также в научно-исследовательской работе.

Для каждой курсовой работы кафедра разрабатывает задание, в котором указаны наименование тем, основные вопросы, исходные данные, необходимые для ее выполнения, и назначает руководителя из числа профессорско-преподавательского состава.

Курсовая работа выполняется студентами в часы самостоятельной работы. Защита курсовой работы организуется кафедрой после ее рецензирования, при непосредственном участии руководителя. По результатам защиты курсовой работы выставляется дифференцированная оценка. При неудовлетворительной оценке студент обязан повторно выполнить курсовую

работу по новой теме или переработать прежнюю.

Наиболее подготовленным студентам вместо выполнения курсових работ, предусмотренных тематикой, могут даваться персональные задания по обобщению практики деятельности. В исключительных случаях разрешается

засчитывать в качестве курсовых работ представленные на общевузовский

конкурс научные работы студентов по дисциплинам, не предусматривающим

написание курсовых работ. При этом необходима обоснованная рецензия научного руководителя, согласие заведующего кафедрой, по линии которой

должна защищаться курсовая работа, и виза руководства учебного отдела.

После защиты курсовая работа хранится на кафедре до выпуска студента из высшего учебного заведения и затем уничтожается по акту.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа– это завершающий этап и итог учебной деятельности студента, который определяет уровень его знаний по специальности и подготовленности к выполнению профессиональных обязанностей после окончания вуза.

Выпускные квалификационные работы выполняются по линии выпускающих кафедр. Темы работ разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются ректором или проректором по учебно-воспитательной работе.

Для руководства студентов над темой работы кафедра назначает руководителя из числа профессорско-преподавательского состава. При разработке сложных, комплексных задач могут привлекаться преподаватели

кафедр общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Выпускная работа выполняется, как правило, в высшем учебном заведении. В отдельных случаях она может выполняться в научно-исследовательских и иных учреждениях. В этих случаях руководителями назначаются наиболее квалифицированные специалисты из числа сотрудников организаций, научно-исследовательских учреждений и т. п.

Студенты самостоятельно выбирают конкретную тему выпускной работы. Назначение руководителей и закрепление за студентами дипломних тем оформляются приказом ректора вуза. Задания на квалификационные работы выдаются студентам не позднее, чем за четыре месяца до ее защиты.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию.

Рецензия должна:

· содержать объективную оценку;

· отражать актуальность темы;

· определять степень и качество выполнения задания;

· определять целесообразность и правильность принятых решений;

· оценивать обоснованность выводов и предложений;

· быть качественно оформлена.

·

Завершенная выпускная квалификационная работа вместе с письменними отзывами руководителя и рецензента представляется заведующему кафедрой

для решения вопроса о допуске к защите, а при необходимости обсуждается на заседании кафедры.

Предусмотрена публичная защита выпускной квалификационной работы, результаты которой оценивает Государственная аттестационная комиссия (ГАК). Студент представляет свою работу членам ГАК и всем присутствующим, раскрывает актуальность выбранной им темы, анализирует

состояние исследуемого предприятия за определённый период и по выявленным в ходе анализа недостаткам предлагает мероприятия по улучшению деятельности данной организации. Доклад должен сопровождаться демонстрацией графического материала. Если работа студента несёт в себе элементы новизны и выполнена на научном уровне, то члены комиссии отмечают практическую значимость данной работы, предлагают внедрить в производство и рекомендуют к опубликованию ее результаты.

Самостоятельная работастудентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа студентов проводится в часы, установленные распорядком дня и расписаниями занятий (экзаменов), а также во внеучебное время.

Консультация– это вид занятий по руководству работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала.

Консультации проводятся регулярно в часы, свободные от планових аудиторных занятий, и носят обычно индивидуальный характер. В случаях

необходимости разъяснения общих вопросов нескольким слушателям проводятся групповые консультации.

Если студент получил неудовлетворительную оценку на занятиях, не готов к занятиям, пропускает их или слабо усваивает программный материал, он обязан явиться к преподавателю на консультацию-собеседование. Деканат или заведующий кафедрой обязаны обеспечить явку студентов на консультацию.

Для руководства студентами-заочниками предусмотрены как устные, так и письменные консультации.

Деловые игры- это вид активного занятия, при котором происходит отработка учебной тематики на основе ситуаций и материалов, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.

Такие занятия позволяют обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширять собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников. В ходе

игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании.

Деловые игры позволяют решать следующие задачи:

· определить индивидуальные и коллективные способности и профессиональную подготовку обучающихся;

· наглядно представить реальную ситуацию на предприятии, определить возможные стратегии управления им и получить результат принятых решений;

· приобрести навыки принятия управленческих решений, составление планов, проведение совещаний и переговоров, а также разрешения конфликтов в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют управлять производством, проводить рекламные компании, вести переговоры и заключать сделки.

Ролевые игрытакже относятся к активным занятиям. Ролевые игры применяют при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение рабочих ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными. При этом обучающиеся принимают участие в разыгрывании типичных ситуаций, с которыми они имеют место в процессе работы, таким образом, повышая свою компетенцию в деловом общении.

Ролевые с игры являются эффективным средством изменения непродуктивных установок или моделей поведения, так как слушатели получают возможность не только взглянуть на себя со стороны, глазами других членов учебной группы, но и увидеть многообразие других подходов,

приводящих к положительному результату. Чаше всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода.

Игровые ситуации обычно предъявляются в форме реальных робочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного учасника (например, начальника или подчинённого, клиента или продавца) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи.

Для успеха этого занятия очень важен опыт преподавателя, поскольку он не только должен создать климат, располагающий к активному и творческому

участию в разыгрываемых ситуациях, от него также зависит качество обратной связи. Хорошую обратную связь может дать и видеозапись с последующим ее просмотром и обсуждением. Успех переноса, полученного в результате использования ролевых игр, зависит от того, насколько полно и точно разыгрываемые ситуации учитывают важнейшие характеристики рабочей ситуации.

Тренинги– это такой вид занятий, при котором основное время посвящено практической отработке изучаемого материала, когда в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

В настоящее время широкое распространение получил тренинг навыков

телефонных переговоров, а также тренинг эффективных продаж. Кроме этого, популярными являются тренинги, в ходе которых студенты осваивают

различные аспекты управления:

· мотивацию персонала;

· принятие решений;

· организацию командной работы и др.

В ходе этих тренингов слушатели не только более подробно рассматривают сам процесс управленческой деятельности (планирование, оценку, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Программированные учениязаключаются в высокой степени структурированности предъявляемого материала, так как хорошо структурированный материал облегчает усвоение и даёт больше возможностей для установления связей с уже имеющимися знаниями.

Программированные учения осуществляют пошаговую оценку степени усвояемости информации, которая предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После прочтения каждого блока материала обучающийся должен ответить на вопросы, призванные оценить глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала. После каждого ответа обучающийся имеет возможность получения обратной связи, показывающей его правильность.

Основное преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него

темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только

после того как усвоен предыдущий.

Компьютерные ученияпо своей сути являются вариантом программированных учений. При этом возможности компьютерной техники

позволяют обучающимся начать изучение предмета (темы) с того уровня, который соответствует их сегодняшнему уровню знаний.

Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой же богатой и красочной, как в компьютерных играх со звуковым сопровождением.

Интерактивные мультимедийные программы на компакт – дисках позволяют добиться хорошего эффекта за счёт включения возможностей телевидения и компьютера. Обучающимся могут предъявляться рабочие ситуации, которые должны быть отработаны в ходе занятий (например, обучение финансовым операциям). После выбора какого – либо ответа из имеющихся альтернатив, на мониторе компьютера возникают последствия данного действия в форме визуальных и звуковых эффектов.

Практика (учебная, производственная, преддипломная)используется для того, чтобы обучать студентов практическим навыкам и знаниям, необходимым для выполнения определенной работы, непосредственно на

предприятии.

Во время практики обучающиеся:

· знакомятся с предприятием, его организационной и производственной структурами, ассортиментом выпускаемой продукции и рынками её сбыта;

· изучают организацию производства, данные бухгалтерской отчетности и основной документооборот предприятия;

· наблюдают, как работают опытные специалисты, выполняют определённые задания под их руководством и, таким образом, осваивают навыки решения всё более широкого круга профессиональных задач;

· осуществляют сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной работ.

После прохождения практики студенты пишут отчет, который защищают преподавателю с получением дифференцированной оценки.

Наши рекомендации