Свойства зрительного восприятия

Понятие о восприятии.

1. Ощущения Восприятие Представление
отражение в сознании отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. формирование обра­зов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира).   -наглядный образ предмета/явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущения, восприятия) путём воспроизведения в памяти / воображении.
Результат деятельности отдельного анализатора Системы анализаторов  
  Характеризуется яркостью и детальностью обобщенностью – наиболее характерные особенности, свойственные классу объектов.
образуют структуру чувственного познания, состав чувственного познания: зрение, осязание…

СИСТЕМНОСТЬ восприятия и образа обеспечивается комплексом ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

уровни психического отражения перцептивные действия
1. На базовом сенсор­но-перцептивном уровне формируются первичные образы (ощу­щения разных модальностей). Обнаружение—субъект может лишь ответить, есть ли стимул
2. Первичные образы, сохраняясь в памяти, становятся вторичными (представлениями), концентрируют информативные признаки объектов, т.е. становятся эталонами. Различение, или собственно воспри­ятие. Конечный результат — формирование перцептив­ного образа - эталона.
3. Речемыслительный уровень отражения связан с фор­мированием понятий и оперированием знаковыми сис­темами.   Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памя­ти, или отождествление двух одновременно воспринимае­мых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эта­лона из памяти.

// системный образ включает три уровня психического отражения и выполняет РЕГУЛИРУЮЩИЕ функции при условии соединения чувственных данных с РАЦИОНАЛЬНЫМИ (их интерпретация, ка­тегоризация).

// овладение перцептивными действиями требует обучения и практики.

.

Свойства зрительного восприятия

ПРЕДМЕТНОСТЬ - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - выделение определенных объектов и явлений среди их многообразия; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - формиро­вание целостного образа объекта в сово­купности его свойств. Складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений

СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обус­ловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них.

КОНСТАНТНОСТЬ - относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта, определяющее спо­собность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, рас­стояния его от глаз, ориентации, место­положения, движения и других перемен­ных факторов.

АППЕРЦЕПЦИЯ - процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; восприятие опосредовано прошлым опытом человека, запасом его представлений, знаний, ин­тересами, потребностями, отношением к воспринимаемому.

АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) - качество восприятия, обеспечивающее опережающее опозна­ние объекта еще до того, как он полно­стью будет воспринят.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ - понима­ние сущности и определенного значения объекта, его отношения к другим объек­там

ОБОБЩЕННОСТЬ - абстра­гирование от случайных признаков, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов). Восприятие взаимосвязано с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).

Развитие высших форм восприя­тия связано с формированием его свойств. В соответствии с концепцией Выготского Льва Семёновича, качества восприятия формируются во вза­имосвязи с:

созреванием структур моз­га :

- на теории функци­ональных систем П.К. Анохина,

- теории психофизиоло­гических основ психических процессов Б.М.Теплова и Е.Н.Соколова,

- теории развития высших психических функций Л.С.Выготского,

- теории единства обучения и психического развития ребенка П.П.Блонского и В.В.Давыдова,

- теории деятельности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,

- теории системной организации пси­хических процессов Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова.

s ЗНАЧЕНИЕ и МЕСТО РЗВ В КОРРЕКЦИОННОМ

s созреванием другими психическими функциями,

s индивидуальным опытом ребенка

s куль­турным и образовательным уровнем со­циальной среды

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – СЛОЖНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется

ПРОЦЕССЕ

1)не более 10 % обучающихся то­тально слепые

2)идентичность коркового нервного механизма [ восприятие у НЗ обладает всеми свойствами инаблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия (искл. –V 0,03 и ниже). [ Зрительный анализатор продолжает принимать участие в процессе восприятия:

Форменное зрение позволяет на близком расстоянии от глаз (от 3 до 15 см)

– различать формы и очертания предметов,

– воспринимать цвета, контра­стности

– несложные пространст­венные отношения.

// ЗЕМЦОВА: даже при грубых наруше­ниях органа зрения у мл. шк. сохра­нились функции элементарного анализирующего зрительного вос­приятия, которое позволяет вы­делить основные признаки неболь­ших натуральных предметов и их изображений: величину, форму ок.—92%, пространственные отношения (выше —ниже, правее — ле­вее, длиннее — короче) —90%, цвет —84%.

НО с трудом справлялись со слож­ными процессами зрительного ана­лиза и синтеза.

А в деятельности, не требующей тонкой зрительной дифференцировки (ориентировка в большом пространстве), остаточное зрение может занимать ведущее положение.

3) Адекватность образов слепых и слабовидящих подтверждается тактильными и оптическими иллюзиями.

4) Сензитивный период РЗВ - весь дошкольный до 15 лет (исследования Л. А. Новиковой) [ т.е. депривированные функции могут быть восстановлены (полностью / частично):

Оценка различения контрастно­сти (2 класс): лег­че разделяли 2 резко контрастные пластины. Когда

предъявлялась вся серия из девяти пластин разной тональности от белой до черной (показывалось на примере, как надо их разложить, начиная от чер­ного к светлому) - ошибки увеличи­лись более чем в 10 раз. После 5—6 упражне­ний в раскладывании, при этом детям сообщались допущенные ошибки, легко визуально различали пластины.

Однако выработанный зритель­ный сенсорный навык оказался неустойчивым: быстро распадался в условиях непрерывной зрительной нагрузки (от 10 до 15 мин.).

5) Преимущества зрительного восприятия: симультанное (одномоментное), не ограничено зоной действия рук.

6)Л.А. Венгер доказано, что процессы восприя­тия становятся основой развития высших познавательных процессов и личности [ сенсорное воспитание в ДОУ.

Наши рекомендации