Л.1 Детский оздоровительный лагерь как система воспитательной работы
1. Правовые основы деятельности вожатого: основные документы, которыми необходимо руководствоваться воспитателям (вожатым) при работе с детьми в ДОЛ.
2. Права и обязанности воспитателя.
3. Законы лагеря.
4. Режим дня и его организация.
1. Международные документы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Декларация прав человека
2. Федеральные документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
-Трудовой кодекс Российской Федерации
- Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2011 г. №ВМ-05-07/924
3. Локальные документы
- Программа летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере «Краснодарская смена»
- Приказ «Об открытии детского оздоровительного лагеря»
- Приказ «Об ответственности за противопожарное состояние лагеря»
- Должностные инструкции сотрудников лагеря
- Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в ДОЛ «Краснодарская смена».
Современный детский оздоровительный лагерь − это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.
Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.
ДОЛ является внешкольным учреждением учащихся в возрасте от 6 до 14 лет. Оздоровительный сезон длится от 14 до 21-26 дней. Работать воспитателями имеют право лица, достигшие 18 лет. С учетом возраста и интересов детей создаются отряды (компании, гильдии). Численность отряда составляет не более 30 человек на 3 воспитателя.
Воспитатель (вожатый) – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой.
В настоящее время слово «вожатый» (воспитатель) ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Он должен обладать знаниями: общественно-политическими; знать специфику развития детей и подростков, о временном детском коллективе; знаниями общих основ воспитания; обладать общим уровнем эрудиции. Современный вожатый должен обладать способностями: организаторскими; административными; педагогическими (выраженная склонность к работе с детьми; выраженная склонность к организаторской деятельности). Современный вожатый должен обладать качествами лидера вожатого: общественно-полезная направленность; склонность к творчеству; умение владеть собой; общительность; оптимизм.
На период работы в летнее время вожатые принимаются по срочному трудовому договору. При этом такой договор может иметь различный срок: на одну смену, на несколько смен, на весь период функционирования лагеря.
В лагере создается педагогический совет, в состав которого входит начальник лагеря и все педагогические работники: заместитель директора, педагог-организатор, музыкальный работник, хореограф, инструктор физкультуры, воспитатели.
В течение смены проводятся два крупных педсовета (в начале и в конце смены) и ежедневные планерки. На крупных совещаниях формулируются цель и задачи смены, обсуждается план работы на смену или подводятся итоги смены. На ежедневных планерках анализируется предыдущий и планируется следующий день, обсуждаются возникаюшие проблемы, распределяются дежурные, назначаются ответственные за мероприятия.
2.
Права и обязанности воспитателя:
Воспитатель обязан:
-знать нормативно-правовые документы по образованию, воспитанию,
организации летнего отдыха детей, основы педагогики и возрастной
психологии;
-владеть методикой психологических отношений, методикой общения,
педагогической этикой;
-строить свою работу в соответствии со спецификой временного детского
коллектива;
- нести ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в период выполнения трудовых обязанностей (не оставлять без присмотра детей ни на территории лагеря, ни на территории пляжа);
- являться образцом поведения и отношения к обязанностям и требованиям;
- своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков;
- организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов);
- разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации;
- создавать благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время;
- формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;
- принимать участие в проведении культмассовых мероприятиях;
- обеспечивать контроль над сохранением имущества палат, корпусов, инвентаря;
- организовывать дежурство в жилых корпусах, по территории, по столовой по утвержденному графику;
-контролировать соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня и т.д.: чистоту в палатах и корпусах, соблюдение режима дня и распорядка работы лагеря (экран чистоты);
- обеспечивать контроль за кормлением детей в столовой;
Права воспитателя:
-работать в должности вожатого с 18 лет;
-вносить предложения на обсуждение в совете вожатых и педагогическом
совете;
-пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических
работников лагеря;
-поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
-применять к детям, не выполняющим требований вожатых следующие
меры дисциплинарного воздействия: индивидуальные беседы, беседы у
старшего вожатого, начальника лагеря;
-иметь один выходной день (сутки) из 7 рабочих дней. График выходных дней согласуется с напарниками. Выходные дни нельзя брать в первые три и последние три дня смены и в дни, когда вы ответственны за общелагерное мероприятие;
- требовать инвентарь и канцтовары от администрации лагеря;
- обращаться к администрации по поводу обслуживающего персонала;
3. Законы лагеря:
1. Закон «Ноль-ноль»
· точно выполняй режим дня;
· вовремя приходи на общелагерные мероприятия и на планерки;
· береги свое и чужое время.
2. Закон уважения (уважение начинается с самого себя)
Закон бережливости.
· бережно относись к лагерному имуществу;
· следи за чистотой и порядком в корпусах и на территории.
4.Закон поднятой руки
· привлекай к себе внимание только поднятой рукой;
· умей выслушать своего товарища
Закон территории
· не покидай территории без сопровождения воспитателей (воспитатели могут покидать территорию только в законный выходной день или с разрешения администрации;
· не допускай присутствия в лагере посторонних лиц
6. Закон природы (бережное отношение к природе)
4. Распорядок дня:
08.00.-Подъём.
08.15.-Зарядка.
08.30.-Экологический рейд.
09.00.-Завтрак.
10.00.-Купание на море, спортивные игры
13.00.-Обед.
14.00.-Тихий час.
16.00.-Полдник.
16.30.-Купание детей на море.
18.00.-Работа мастерских.
19.00.-Ужин.
20.00.-Вечернее общелагерное мероприятие.
21.00.-Сонник.
21.15.-Дискотека.
22.30.-Орлятский круг.
23.00.-Отбой.
Документы, необходимые для приема на работу:
- паспорт;
- справка о наличии (отсутствии) судимости;
- медицинская книжка, с допуском к работе на 2014г.;
- ИНН копия;
- СНИЛС;
- трудовая книжка;
- справка с места работы (учебы);
- документ об образовании;
- документ, подтверждающий обучение в Школе вожатых.