Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии
ПОНЯТИЯ:субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе, стиль отношений между учителем и детьми, индивидуальные стили учебной деятельности, типы неуспевающих школьников, особенности одаренных детей, акцентуации личности, типы акцентуаций, дезадаптация, дидак-тогении, девиантное поведение, делинквентное поведение, патогенная, психическая и социальная дезадаптация детей и подростков, трудновос-питуемость.
ОТНОШЕНИЯ «ПЕДАГОГ-ВОСПИТАННИК»
Субъективность позиции воспитанника в педагогическом процессе |
Рассмотрев технологию целостного педагогического процесса, вернемся вновь к его субъектам и прежде всего к ребенку. Субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе у целого ряда исследователей и практиков в области педагогики вызывает сомнение, но при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии, что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же аргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок начинает ставить цели и организовывать деятельность на их достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, ближе к подростковому возрасту, значит, до этого не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нет необходимости возражать. Но дело в том, что умение быть
субъектом может проявляться по-разному. Воспитанник до определенного возраста и уровня социальной зрелости действительно не ставит сознательно и ясно поставленных целей, касающихся собственного воспитания (за определенным исключением). Но он активно (пусть чаще и нецеленаправленно) влияет на цели воспитателя и отбор для их реализации методов и средств (прежде всего возрастом, уровнем воспитанности и обученности, индивидуальными особенностями), тем самым изменяя тактику и стратегию, направленного на него воспитательного воздействия. Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности, его субъектностьпроявляется прежде всего в его сопротивлении, принятии/непринятиипедагогического воздействия. Постепенно, по мере взросления, проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребностей, возможных путей их удовлетворения.
Есть и еще одна сторона проблемы. Целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности с сформированной субъектностью. Субъектность — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Но ее надо развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лишь тогда, когда ребенок действует самостоятельно, понимает, что и как вокруг него происходит, к чему это приведет.
В процессе обучения и воспитания школьников необходимо развивать самоценные формы активности, что возможно, если им даются такие задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии. Создаются коммуникативные условия для поддержки: взрослый передает воспитаннику свою заинтересованность происходящим, удивляется и радуется вместе с ним, постоянно фиксирует успех ребенка, на уроках создается атмосфера защищенности при общении с учителем и классом, ободряются и поддерживаются любые попытки ответов и внушается ценность участия ребенка в диалоге, создаются щадящие условия при ответе учащихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью, не допускаются действия со стороны отдельных детей, подавляющие творческую активность одноклассников на уроках и во внеклассной деятельности.
Отношения в педагогическом процессе |
Отношения учителя и учащихся одна из важнейших проблем педагогической практики. Педагог оказывает большое влияние на формирование некоторых важных сторон личности ребенка: невротизм, тревожность, развитие социально-моральных качеств, ответственность, освоение социальных норм, интеллектуальное развитие. Он довольно сильно влияет на уровень личностного и социального приспособления в целом. Возникающие в школе из-за острой неудовлетворенности потребностей детей в позитивных отношениях со взрослыми конфликты, играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А.С. Макаренко считал, что «...они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганство», то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делин-квентным поведением (поведение на гране правонарушений и противоправное поведение).
Стиль отношений между учителем и детьми — внутренний психологический фон, на котором развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей. Проведенные у нас и за рубежом исследования показали, что у демократичного учителя дети ведут себя гораздо свободнее и активнее, чем у авторитарного. Их поведение чаще включает непосредственность, инициативу и предложения, обращенные к другим. Поведение детей в классах авторитарных педагогов более агрессивное, враждебное, учащиеся более разобщены.
Дети склонны предпочитать учителей,обладающих следующими характеристиками:
— человеческими качествами (доброта, жизнерадостность,
уравновешенность, дружеская расположенность, уме
ние понять и доверять, уважение к личности и человече
скому достоинству, толерантность, тактичность, чувство
юмора);
— организационными качествами (демократичность, колле
гиальность и сотрудничество, справедливость, последо
вательность, честность, стремление помочь, энтузиазм,
ответственность);
— деловыми качествами (знание своего предмета, умение за
интересовать, умение ясно и интересно объяснять);
— внешний вид (хорошо одет, приятный голос, общая при
влекательность) .
Во всех классах с начальной школы до выпускных видно стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем. Неспособность педагога удовлетворить ожидания воспитанников и невнимание к этим ожиданиям порождают негативное отношение к самому учителю и его предмету, приводит к острым конфликтам.
Взаимоотношения учителя и учащихся никогда не остаются нейтральными к результатам воспитания и обучения. Так, характер взаимоотношений с педагогом на уроке чутко воспринимается учениками, неуверенными в себе, застенчивыми, малообщительными, слабоуспевающими. Такие дети совсем по-иному чувствуют себя, когда замечают, что их суждениям учитель уделяет внимание, отдает должное их стараниям, радуется успехам, огорчается неудачам. Поддерживая в учащихся чувство собственного достоинства, педагог скорее добивается от них прилежной и ответственной работы.
Взаимоотношения учителя и учащихся оказывают разностороннее влияние и на самого педагога. От характера этих отношений зависит степень его удовлетворенности своей работой, отношение к профессии, стремление совершенствовать педагогическое мастерство.
Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте на примерах субъектность позиции воспитан
ника в педагогическом процессе.
2. Напишите сочинение (эссе) на одну из тем: «Учитель в моей жиз
ни», «Любимый учитель», «Я выбрала профессию учителя из-за ненави
сти к школьным учителям».
3. Как вы поняли, что такое самоценные формы детской активности
и как они формируются?
4. Опросите детей из каждой возрастной группы, каким по их мне
нию должен быть учитель. Сравните полученные ответы. Проанализи
руйте и сделайте выводы.