Репродуктивный уровень
1.Дефектология - это наука:
а) об особенностях развития детей, имеющих психофизические
нарушения и закономерностях их обучения и воспитания;
б) об обучении и воспитании детей, страдающих интеллектуаль
ной недостаточностью;
в) о дефектах функций опорно-двигательного аппарата детей
раннего возраста.
2. В советской дефектологии термин «коррекция» («педагогиче
ская коррекция») впервые был применен:
а) Л.С Выготским; б) В.П. Кащенко; в) А.Р. Лурия.
3. Компенсация функций - это:
а) процесс, направленный на преодоление или ослабление не
достатков психофизического развития и отклонений в поведении
детей;
б) восполнение или замещение функций, недоразвитых, нару
шенных или утраченных вследствие нарушений развития, перене
сенных заболеваний и травм;
в) приспособление человека как личности к существованию в
обществе в соответствии с требованиями этого общества и собствен
ными потребностями, мотивами и интересами;
г) применение комплекса мер медицинского, социального, об
разовательного и профессионального характера, направленных n;i
включение ребенка с О ПФР в социальную среду.
ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Бине Альфред (1857-1912)- французский психолог, изучавший вопросы интеллектуальной недостаточности, обосновал принципы работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Бобла Иван Матвеевич- белорусский исследователь истории становления дефектологии и специального образования в Беларуси, проблем обучения языку детей с нарушениями слуха и интеллекта. Автор учебников и учебных пособий по русскому/белорусскому языкам для учащихся вспомогательной школы.
Брайль Луи (1809-1852)- французский тифлопедагог, потерявший зрение в трехлетнем возрасте. Автор изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях нгести-точия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.
Боскис Рахиль Марковна- советский исследователь особенностей развития детей с нарушением слуха. Полученные результаты легли в основу педагогической классификации детей с нарушением слуха, критериями которой являются: 1) степень поражения слуховой функции, 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, 3) время возникновения нарушения слуха.
Власова Татьяна Александровна (1905-1986)- советский де-фектолог, исследователь проблем дифференцированного обучения и носпитапия различных категорий детей с особенностями психофизического развития.
Выготский Лев Семенович (1896-1934)- русский советский психолог, исследователь проблем детской дефективности. Выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и показал социальную значимость помощи детям с особенностями психофизического развития; определил ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявил, систематизировал и увязал их с общими закономерностями развития личности и общества; сформулировал основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства («связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания; найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства»); выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка (закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др.); разработал и научно обосновал основы социальной реабилитации ребенка.с особенностями психофизического развития; предложил динамический подход к дефекту, разработал учение о первичности и вторичности дефекта (структуре дефекта), социальной природе вторичного дефекта; сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития и др.
Гаюи Валентин (1745-1822)- французский педагог, основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря ему не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934)- русский советский олигопедагог, стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, занималась проблемами развития, обучения и воспитания детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью.
Григорьева Тамара Алексеевна- белорусский дефектолог-сурдопедагог, исследователь проблем развития логического мышления у неслышащего ребенка, автор серии учебных пособий по русскому языку для детей с нарушением слуха.
Ермилова Клара Гавриловна (1929-1988)- основоположник научной школы белорусской дефектологии, выдающийся педагог, исследователь детской речи (особенности построения высказывания у детей с различными психофизическими нарушениями), отстаивающий позиции гуманизации преподавательской деятельности, ее направленности на развитие эмоциональной отзывчивости.
Зайцева Людмила Афанасьевна- белорусский дефектолог, исследователь проблем логоневрозов, коррекции произносительной стороны речи, коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Итар Жан (1775-1838)- французский психиатр, предпринявший попытку из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать личность. Попытка оказалась неудачной, но позволила определить один из путей развития ребенка с глубокой интеллектуальной недостаточностью - тренировочные упражнения органов чувств и моторики.
Кащенко Всеволод Петрович (1870-1943)- русский советский дефектолог, создавший школу-санаторий для детей с особенностями психофизического развития, которая впоследствии переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.
Крепелин Эмиль (1856-1926)- немецкий психиатр, объединивший все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», первым стал использовать термин «олигофрения».
Лебединская Клара Всеволодовна (1925-1993)- российский исследователь проблем клинико-генетического, клинико-мсихологического изучения детей с особенностями психофизического развития, создатель первой в России группы специалистов,
осуществлявших медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутистическими расстройствами.
Левина Роза Евгеньевна (1908-1989)- выдающийся исследователь детской речи, основоположник российской научной школы логопедии, автор классификации речевых нарушений на основе психолого-педагогического подхода.
Лещинская Татьяна Лаврентьевна- белорусский дефектолог-олигофренопедагог, организатор специального образования в Республике Беларусь, одна из основателей белорусской дефектологической научной школы, самоотверженный исследователь проблем обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе с тяжелыми и (или) множественными нарушениями.
Монтессори Мария (1870-1952)- итальянский педагог, создавшая ортофеническую школу для детей с интеллектуальной недостаточностью, в которой широкое применение нашла система сенсомо-торного воспитания как основа лечебной педагогики.
Обухова Тамара Исаковна- белорусский дефектолог-сурдо-педагог, специалист по дошкольной сурдопедагогике, автор национальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Пинель Филипп (1745-1826)- французский врач-психиатр, предложивший классификацию душевных болезней, в которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Платер Феликс (1537-1614)- швейцарский профессор медицины, предложивший классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных видов нарушений интеллекта, эмоциональной сферы и физического состояния больных.
Pay Наталья Александровна (1870-1947)- русский советский сурдопедагог, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих, внесла большой вклад в организацию и методику дошкольного воспитания неслышащих дошкольников.
Соколянский Иван Афанасьевич (1889-1960)- русский советский педагог-дефектолог, специалист в области сурдо- и тифлопедагогики, создавший оригинальную систему обучения и воспитания слепоглухих. По его инициативе в 1923 г. в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение — школа-клиника для слепоглухих детей.
Трошин Георгий Яковлевич (1874-1938)- известный русский психиатр, в своих взглядах на слабоумие исходил из того, что законы развития детей как нормальных, так и с нарушенным развитием идентичны, имеют одну и ту же природу.
Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772-1840)- французский врач-психиатр, ученик и последователь Ф. Пинеля, ввел в обращение понятие «умственная отсталость» и три ее степени: дебиль-ность, имбецильность, идиотия. Создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.