Основные и дополнительные источники по теме. 2. Краткий справочник по педагогической психологии[Текст] / под редакцией Н.Е
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии[Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-.256 с.
2. Краткий справочник по педагогической психологии[Текст] / под редакцией Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.
3. Основы педагогического мастерства[Текст] /под редакцией И.А. Зязюна - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии[Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
5. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства[Текст]: учебник / С.Д. Якушева.- М.: Академия, 2008.- 256с.
Практические занятия
Самоанализ сформированности компонентов педагогического мастерства
Тема3.6.: Самовоспитание как путь самосовершенствования педагогического мастерства
Основные понятия и термины по теме
Самовоспитание– сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая и последовательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и профессиональной квалификации.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.
Рефлексия– это анализ собственных действий и состояний.
Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Программа саморазвития – это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.
Самоконтроль –это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизировать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.
Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех всё больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.
Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Оба процесса сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству.
Что является компонентами саморазвития, составными частями профессионального самовоспитания? Каковы пути, средства и методы овладения процессом самовоспитания?
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения и науке относил на огромную работоспособность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом. Рефлексия— это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.
Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель "жить не по лжи" (Л.И Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизньчерез достижение рабочих целей — конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно, организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр.
Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития— самопознания.
Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Следует отметить, что все три вышеназванных процесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.
Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облегчает педагогу работу над собой» так как позволяет строить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных процессов. Знание своих личностных особенностей (экстраверсия - интраверсия, нейротизм), некоторых черт характера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабильность, социальная дистанция),уровня развития организаторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовоспитания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологический портрет - "Карту личности".
"Карта личности педагога" может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изучать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.
Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности студента педвуза и выбрать методы ее осуществления. Уровень интеллектуальногоразвития студентов педвуза является, как правило, достаточным для составления такой программы.
Программа саморазвития будущего педагога - это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.
Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании.
При реализации программы используют специфическиеметоды: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения. Суть его в создании притягательных целей, рисовании в своём воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путём словесных инструкций, мысленно воспроизведения определённых ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.
Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач.
Все методы самовоспитания тесно связанны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него всё хорошо получиться, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определённую положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходиться остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания – метод аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности. Названные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с учетом индивидуальных особенностей человека (при необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).
Самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию.
Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона, Им может быть любимый учитель, но чаще всего это собирательный образ, в котором отражаются представления о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть качество эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления педагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная характеристика). Все это мы стремились учесть при составлении программы саморазвития — "Карты личности педагога”.
Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, похвала педагогов, опенка сокурсников), тем сильнее потребность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуально го развития служат определённые средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают, как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересом к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития является использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи.
К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести создание в процессе убеждения, самовнушения и самоприказа определенных установок. Так, положительная, оптимистическая установка на предстоящее общение, на работу имеет огромное значение и нередко партнеры по общению заражаются уверенностью педагога в успехе. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Таким образом, главным средством саморазвития является профессиональная деятельность — теоретическая или практическая, реальная или моделируемая. А все остальные средства: самообразование, специальные упражнения, тренинги, аутогенная тренировка как средство обучения управлять своими психическими состояниями, создание установки на предстоящую деятельность – стоят на службе такой подготовки, способствуя самосовершенствованию в процессе педагогической деятельности.
Следует также отметить, что изменения в одной личностной сфере влекут за собой изменения в другой. Так, работа по культурному и интеллектуальному саморазвитию обязательно повлечёт за собой изменения в культуре поведения, проявится в стремлении следить за своим психическим состоянием. Культурный и грамотный человек не будет допускать несдержанности в эмоциях, будет стремиться организовывать свою деятельность так, чтобы не переутомляться, будет стремиться к рациональному распределению времени, что приведёт к изменениям в волевой сфере его деятельности.
Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. Психологическая наука предоставляет возможность изучить уровень развития ааких способностей, а педагогическая деятельность выступает основным средством их развития.
Все личностные изменения (интеллектуальное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целеустремлённость, культурное развитие, развитие педагогических способностей) сами становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самосовершенствовании.
Такова технология профессионального саморазвития. Следует помнить, что каждый входящий неё компонент является необходимым для успешного овладения процессом самовоспитания и что исключение хотя бы одного из них повлечёт за собой ошибки, которые нелегко будет исправить.
Так, процесс самовоспитания не даст положительных сдвигов, и педагог не сможет создать объективную картину развития своих личностные качеств, если не 6удут предварительно осуществляться самопознание, самооценка. Программа самовоспитаний в таком случае не будет адекватной личности, а самовоспитание - результативным. Отсутствие процесса целеполагания в технологии саморазвития также сделает процесс самовоспитания неэффективным, так как программа профессионального саморазвития будет не мотивирована, а отсутствие осознанных целей самовоспитания сделает ее нереальной.
Не менее важны и процессы самоконтроля и коррекции, которые позволяют осознать свое продвижение, сравнить достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий, выбрать методы и средства самовоспитания.
При организации профессионального самовоспитания необходимо придерживаться следующей последовательности действий.
1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.
2. Планирование, выбор действий, создание программы самовоспитания.
3. Выбор методов и средств самовоспитания.
4.Реализация в учебно-научной деятельности пелен и задач программы профессионального самовоспитания.
5.Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.
6.Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.
Результаты профессионального самовоспитания в свою очередь становятся стимулом профессионального самовоспитания.
Практическое занятие
Разработка программы самосовершенствования педагогического мастерства
Вопросы для самоконтороля:
1.Что такое самовоспитание?
2.Докажите необходимость самовоспитания.
3.Назовите основные методы и приемы самовоспитания