Вопрос 3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование
Прокурор — это должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции от имени государства уголовное преследование и поддерживающее государственное обвинение в судебном разбирательстве.
Под наименованием «прокурор», согласно п. 32 ст. 6 УПК, подразумеваются действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управле-
нии и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе определено в ст. 34 и в других соответствующих статьях УПК.
В ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор: возбуждает уголовное дело, поручает его расследование соответствующему органу предварительного следствия, органу дознания; принимает дело к своему производству и расследует его в полном объеме; отказывает в возбуждении уголовного дела; осуществляет надзор и процессуальное руководство расследованием уголовных дел органом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором.
Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.
Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен: истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования; изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела; участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу; поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания; давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; применять, изменять или отменять меры пресечения, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, устанавливать срок предварительного расследования, продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования; прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК; разрешать отводы и самоотводы; разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании; обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий; направлять уголовное дело в суд; использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
Прокурор также уполномочен санкционировать: применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК.
Прокурор при осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства независим и подчиняется только закону.
Прокурор как государственный обвинитель поддерживает государственное обвинение и осуществляет иную процессуальную деятельность при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции (п. 3 ст. 6 УПК).
Начальник следственного подразделения— начальник главного управления предварительного расследования, начальник предварительного расследования, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения и их заместители, в ведении которых находятся вопросы предварительного следствия (п. 15 ст. 6 УПК).
Полномочия начальника следственного подразделения определены в ст. 35 УПК. В этой же статье предусмотрены и его обязанности.
Начальник следственного подразделения вправе: поручить производство предварительного следствия следователю; проверять уголовные дела; давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности; передавать уголовное дело от одного следователя другому; поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя; поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела и давать по ним указания; входить с представлением к прокурору об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей. Указания помощника начальника следственного подразделения обжалуются начальнику, давшему поручение о проверке уголовного дела.
Указания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. При несогласии следователя с полученными указаниями он вправе, не приостанавливая их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 36 УПК, представить дело прокурору с письменным изложением своих возражений.
Начальник следственного подразделения обязан: осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений; принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
Следователь— должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, осуществляющее в пределах его компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).
Следователи всех названных ведомств обладают одинаковыми полномочиями, которые определены в указанной статье.
Следователь вправе: возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные УПК, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу; знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому им уголовному делу, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий. Поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными. Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело, по которому предварительное следствие обязательно, к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий, предусмотренных ст. 186 УПК.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или прекращении производства по уголовному делу следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.
Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд; принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 УПК.
Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы дознания— это государственные органы и должностные лица, уполномоченные законом осуществлять дознание (п. 20 ст. 6 УПК).
В соответствии со ст. 37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничных войск — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора — по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
На органы дознания в зависимости от характера преступления возлагаются: прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК; производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления.
Если государственный орган как орган дознания принимает особо значимые решения по материалам и уголовным делам в соответствии с требованиями УПК, то должностные лица государственного учреждения, которые по смыслу ст. 37 УПК также являются органом дознания, вправе не только принимать такие же решения, но и могут проводить процессуальные действия в случаях, предусмотренных УПК.
Начальник органа дознания— это руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 37 УПК (ч. 1 ст. 38 УПК).
Полномочия начальника органа дознания и его обязанности предусмотрены в ст. 38 УПК.
Начальник органа дознания по уголовным делам, по которым предварительное расследование осуществляется в форме дознания: поручает производство дознания дознавателям; проверяет находящиеся в их производстве дела; дает указания дознавателю о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, производстве отдельных следственных и других процессуальных действий; передает дела и материалы от одного дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству или выполняя отдельные следственные и другие процессуальные действия; разрешает свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве дознавателя уголовному делу.
Указания начальника органа дознания дознавателю по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.
При разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании дознавателями уголовных дел начальник органа дознания утверждает постановления: о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, о привлечении в качестве обвиняемого, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, производства дознания, содержания обвиняемого под стражей, домашним арестом, о производстве обыска, осмотра жилища, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, об отстранении обвиняемого от должности, о применении, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о применении мер по обеспечению безопасности, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, о направлении подозреваемого, обвиняемого, не содержащихся под стражей, в организацию здравоохранения для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; об этапировании, об объявлении розыска обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.
Кроме того, Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директор Департамента финансовых расследований предварительно письменно согласовывают решение органа уголовного преследования о задержании лица в случае, предусмотренном ч. 11 ст. 108 УПК.
Начальник органа дознания обязан: организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей.
Указания прокурора, поручения следователя и суда по уголовным делам, данные в порядке, установленном УПК, обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
В соответствии сч. 7 ст. 38 УПК заместители начальника органа дознания наделены теми же полномочиями и несут те же обязанности, как и начальник органа дознания.
Дознаватель— это должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство (ч. 1 ст. 39 УПК).
Полномочия дознавателя предусмотрены ст. 39 УПК. В этой же статье УПК установлены и его обязанности.
Дознаватель вправе: самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия; принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица; обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК, по находящимся в его производстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 и по смыслу ч. 1 и 7 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 452-454, 456 УПК начальник органа дознания или его заместитель вправе возложить на должностных лиц органа дознания (оперуполномоченных УР и БЭП,участковых инспекторов милиции, дознавателей и других) в зависимости от характера преступления рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, производство дознания по уголовным делам и осуществление ускоренного производства. В этих случаях на всех указанных лиц, независимо от занимаемой должности, распространяется процессуальное положение дознавателя, и они имеют полномочия, предусмотренные ст. 39 УПК. В связи с этим при производстве следственных и других процессуальных действий и принятии решений все процессуальные документы исходят от этих должностных лиц за их подписью, за исключением случаев, указанных в ч. 5 ст. 38 УПК, когда требуется утверждение процессуальных документов начальником органа дознания или его заместителем. В процессуальных документах в соответствии с требованиями УПК указывается занимаемая в органе дознания должность лица, осуществляющего производство по заявлениям и сообщениям о преступлении и по уголовным делам.