Примерные темы курсовых работ по логопедии

4.1. Нарушения звукопроизношения

1. Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.

2. Особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

3. Влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников.

4. Сравнительный анализ нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией.

5. Использование дидактических игр в работе по автоматизации звуков.

6. Влияние нарушений зубочелюстной системы на коммуникативную функцию речи.

7. Исправление диалектического произношения у взрослых.

8. Медико-педагогические аспекты коррекции органической дислалии.

4.2. Дизартрические расстройства

9. Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.

10. Особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

11. Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией.

12. Нарушение формирования произносительной стороны речи при дизартрии.

13. Особенности голосовых нарушений у детей с дизартрией.

14. Состояние графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией.

15. Нарушения фонематических процессов у детей с дизартрией.

16. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией.

17. Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии.

18. Влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников

19. Дифференцированная диагностика стёртой дизартрии и дислалии.

20. Дифференцированный подход к преодолению дизартрических расстройств.

21. Изучение уровня сформированности мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.

22. Индивидуальный подход при коррекции стёртой дизартрии.

23. Логоритмическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией.

24. Нарушение интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

25. Развитие фонематических представлений у детей с дизартрией.

26. Методика комплексного обследования дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

4.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

27. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

28. Готовность к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

29. Нарушение фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

30. Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

31. Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием.

32. Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

33. Устранение недостатков произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

34. Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

35. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.

36. Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием в системе коррекционного обучения.

37. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием.

38. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией.

39. Логопедическая работа по формированию операций фонематического восприятия у старших дошкольников.

40. Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

4.4. Общее недоразвитие речи

41. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

42. Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

43. Специфика логопедической работы с детьми первого уровня речевого развития.

44. Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

45. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

46. Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.

47. Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

48. Особенности формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

49. Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

50. Готовность к усвоению навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

51. Профилактика возникновения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

52. Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.

53. Обучение чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

54. Формирование фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи как средство предупреждения дисграфии.

55. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими IV уровень речевого развития.

56. Выявление недостатков устной и письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

57. Изучение особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

58. Изучение процесса речевого общения у детей раннего возраста.

59. Изучение особенностей речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи.

60. Изучение состояния навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

61. Изучение уровня овладения слоговой структурой слова у дошкольников.

62. Использование дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.

63. Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

64. Использование приёмов логоритмики для детей с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием (в процессе обучения).

65. Исследование понимания речи у детей с общим недоразвитием речи (I уровень).

66. Исследование речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

67. Исследование готовности к овладению письмом у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

68. Исследование лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

69. Исследование моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

70. Исследование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

71. Исследование нарушений синтаксической структуры высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.

72. Исследование особенностей овладения детьми с общим недоразвитием речи грамматическими категориями, отражающими пространственные отношения.

73. Лексико-семантическая сторона речи. Методы исследования.

74. Лексико-семантические особенности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

75. Коррекционно-логопедическая работа по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

76. Методика формирования графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

77. Логопедическая работа по формированию предпосылочных операций чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

78. Методика логопедической работы по формированию навыков понимания устных сообщений у детей с речевым недоразвитием.

79. Методика обогащения словаря антонимов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

80. Методика применения музыкотерапии у детей с общим недоразвитием речи.

81. Коррекционно-педагогическая работа по формированию словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи.

4.5. Алалия

82. Алалия как системное нарушение речи.

83. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих сенсорной алалией.

84. Характеристика речевых и неречевых нарушений при моторной алалии.

85. Формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией.

86. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.

87. Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией.

88. Особенности слухового внимания и восприятия при сенсорной алалии.

89. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии.

90. Сопоставительный анализ структуры речевого дефекта при моторной и сенсорной алалии.

91. Развитие акустических дифференцировок неречевых и речевых звуков при сенсорной алалии.

92. Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, страдающими алалией.

93. Коммуникативные навыки при моторной алалии.

94. Развитие речи у дошкольников с моторной алалией.

4.6.Афазия

95. Специфика коррекционно-восстановительной работы при разных формах афазии.

96. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика сенсорной афазии.

97. Методика коррекционно-восстановительной работы при моторной эфферентной афазии.

98. Методика логопедической работы на раннем этапе восстановления при разных формах афазии.

99. Восстановление письма и чтения при акустико-гностической сенсорной афазии.

100. Дифференциальная диагностика акустико-гностической и акустико-мнестической форм афазии.

101. Характеристика апраксических расстройств при афферентной моторной афазии.

102. Синтагматическая и парадигматическая организация речевой деятельности при разных формах афазии.

103. Характеристика литеральных и вербальных парафазий при афазии.

104. Характеристика неврологического и психолого-педагогического статуса при динамической афазии.

105. Использование интерактивных технологий в процессе восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями головного мозга.

106. Использование компьютерных программ в нейрореабилитации больных с афазией.

107. Использование технических средств при реабилитации больных с органическими поражениями головного мозга.

108. Методика восстановительного обучения больных с динамической афазией.

109. Методика восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии.

110. Методика преодоления аграмматизма у больных с динамической формой афазии.

111. Методика преодоления аграмматизма у пациентов с моторной афферентной формой афазии.

112. Обзор логопедических методик восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями головного мозга.

4.7. Проблема заикания

113. Активизация речевой деятельности на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста, страдающих заиканием.

114. Комплексный подход в коррекции заикания.

115. Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания.

116. Особенности речевых и неречевых нарушений при заикании.

117. Профилактика возникновения заикания в дошкольном возрасте.

118. Особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.

119. Анализ особенностей формирования связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

120. Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников.

121. Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием.

122. Особенности логопедической работы по коррекции заикания у взрослых.

123. Применение технических средств в системе коррекционной работы по преодолению заикания.

4.8. Нарушения голоса и их коррекция

124. Нарушения голоса у лиц речевых профессий.

125. Акустические характеристики голоса. Особенности их нарушения при различной речевой патологии.

126. Роль дыхательной гимнастики в коррекции голосовых расстройств.

127. Особенности логопедической работы по преодолению голосовых нарушений у детей с ДЦП.

128. Особенности коррекционной работы по восстановлению голоса у ларингэктомированных больных.

129. Нарушения голоса при заболеваниях щитовидной железы.

130. Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка.

131. Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации.

132. Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий.

133. Профилактика голосовых расстройств у детей и подростков.

134. Гигиена голоса у детей.

135. Дисфония у детей с нарушениями слуха.

4.9. Нарушения письменной речи и их коррекция

136. Влияние нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом у младших школьников.

137. Влияние нарушений произношения на овладение навыками письма учащимися начальных классов специальной школы V вида.

138. Влияние сформированности словообразовательных процессов на качество письменной речи учащихся начальных классов массовой школы.

139. Влияние устной речи на формирование навыков письма.

140. Характеристика нарушений чтения и письма у младших школьников.

141. Система логопедического обследования учащихся с нарушением письменной речи.

142. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.

143. Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.

144. Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.

145. Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.

146. Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

147. Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.

148. Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.

149. Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.

150. Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.

151. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.

152. Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.

153. Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.

154. Исправление дислексии в условиях направленного обучения.

155. Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.

156. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.

157. Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

158. Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

159. Методика обучения изложению на уроках русского языка.

160. Методика обучения пересказу на уроках чтения.

161. Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

162. Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

163. Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

164. Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

165. Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.

166. Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.

167. Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

168. Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы и студентов СПО.

169. Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи.

4.10. Проблема формирования связной речи

170. Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с III уровнем речевого развития.

171. Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у дошкольников.

172. Формирование связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.

173. Специфика нарушения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

174. Роль дидактических игр в формировании связных высказываний у дошкольников.

175. Особенности нарушения связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

176. Формирование навыков краткого пересказа у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

177. Специфика нарушений связной речи у заикающихся.

178. Анализ методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

179. Исследование связной речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня.

180. Исследование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

181. Исследование особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

182. Коррекционная работа по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

183. Формирование связной речи у детей с алалией.

184. Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе предметно-практической деятельности.

185. Обследование связной речи у детей с моторной алалией.

186. Обследование связной речи у детей с нарушениями зрения.

187. Логопедическая работа по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ринолалия

188. Комплексное логопедическое воздействие при ринолалии.

189. Особенности речи детей с ринолалией дошкольного возраста.

190. Нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией и их коррекция.

191. Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ринолалией.

Дети с ЗПР

192. Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

193. Задержка психоречевого развития в преддошкольный период.

194. Задачи и содержание логопедической работы по формированию связной описательной речи у дошкольников с системными речевыми нарушениями.

195. Изучение особенностей речевого общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

196. Использование игровых форм работы в процессе обучения грамоте детей с системными нарушениями речи.

197. Исследование особенностей пересказа текста старшими дошкольниками с задержкой психического развития.

198. Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых и неречевых нарушений у дошкольников с задержкой психического развития.

199. Логопедическое обследование детей с задержкой психического развития.

200. Методика развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

201. Методика обучения грамоте детей с системными нарушениями речи.

202. Характер системного недоразвития речи у школьников с задержкой психического развития.

203. Формирование письменной речи при её системных нарушениях.

204. Условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте.

205. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

206. Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития.

Проблемы интегрированного обучения

207. Возможности оптимизации процесса интеграции детей с нарушениями речи в начальное звено общеобразовательных учреждений.

208. Изучение индивидуально-личностных особенностей, влияющих на адаптацию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях интегрированного воспитания.

209. Проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями.

210. Интеграция как оптимальное условие социализации детей младшего школьного возраста.

211. Интеграция младших школьников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Наши рекомендации