Рекомендации для определения степени потребности и интегрированном обучении для каждого конкретного ребенка
Услоиии успешного вовлечения н пи курированное обучение | Условия, препятствующие вовлечению в интегрированное обучение |
1'апиее обнаружение проблем в раз- | Обнаружение проблем в развитии ребенка на более поздних этапах |
Проблемы к развитии в основном отражаются па процессе обучения | Проблема ребенка носит сложный характер и отражается па всех сторонах его жизни |
Проблема ребенка ограничивается только одной областью деятельности | Наличие сочетанных нарушений развития ребенка |
Лечение ребенка не требует сложного оборудования и материалов | Состояние ребенка требует сложного медицинского оборудования |
Ребенок проявляет способность дружить или устанавливать дружеские отношения со здоровыми детьми | Возникновение у ребенка постоянных трудностей при попытке установления дружеских отношений со здоровыми детьми |
Численный состав класса не превышает 25 детей | Численный состав класса превышает 25-30 человек |
Высокий профессионализм учителя, работающего в классе | Учитель не хочет и не может продолжать работу с ребенком |
Маиптсресованность семьи в решении проблем ребенка | Семья недостаточно поддерживает ребенка в решении его проблемы |
В организации интегрированного обучения и воспитания де-i eii с особенностями психофизического развития особо значимую роль играет психолого-педагогическое сопровождение их разит пя, иоепптапия, формирования, педагогической поддержки, индпипдуалинацин, социализации (Т.Л. Лещинская, Б.Ч. Хвой-шщкаи). Исихолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить, мо-перпых, сопровождение развития ребенка, и, во-вторых, сопровождение процесса его обучения, воспитания, кор-рек:
В материалах Доклада Европейского агентства по развитию специального образования (1999) сформулированы базовые компоненты образовательной политики в части сопровождения интегрированных учащихся.
1. Педагоги общеобразовательной школы несут ответственность
за каждого ученика, включая учащихся с особыми образовательны
ми потребностями.
2. Необходимая поддержка интегрированному ученику в обще
образовательной школе (классе) или за ее пределами по преимуще
ству должна оказываться учителем-дефектологом.
3. Учитель-дефектолог может являться штатным сотрудником
школы либо представителем внешней организации (специальной
школы, диагностического центра, медицинской или социальной
службы и т.н.).
4. Поддержка должна оказываться как интегрированным учени
кам, так и работающим с ними преподавателям.
5. Различные образовательные службы, действующие вне учеб
ного заведения, могут оказывать помощь, обеспечивая различные
типы поддержки ученикам, преподавателям, школе, а также роди
телям.
6. Основные формы поддержки касаются информации, ныбора
учебных материалов, разработки индивидуальных учебных планов,
организации специальных занятий и непосредственной помощи
ученику.
7. Типы поддержки достаточно разнообразны и гибки. Их выбор
зависит от различных факторов, обусловленных потребностями
учеников, требованиями преподавателей, школьных условий и тех
нического оснащения учебного места и школы в целом.
8. Поддержку интегрированных учащихся наряду с внешколь
ными образовательными службами обеспечивают и иные службы,
прежде всего социальные и здравоохранения. Они также вовлечены
впроцесс сопровождения учащихся, интегрированных в общеобра
зовательное учреждение, консультирование их родителей. Предста
вители названных служб должны работать в тесном сотрудничестве
со школьными преподавателями.
В большинстве стран Европы ключевую роль в работе с интегрированными учащимися со специальными образовательными потребностями играют школьные учителя. Дополнительная образовательная поддержка обеспечивается силами учитслей-дефектологои, работу которых регулируют местные органы управления образованием.
В Дании и Шисцни с учениками специальных классов (школ) работают исключительно учителя-дефектологи. В Италии с такими учениками могут работать как специальные (дефектологи), так и обычные педагоги, причем те и другие в равной степени несут ответственность лл обучение детей с особенностями психофизического ра:шп i пн.
Лпалп:! современного состояния развития моделей интегрированного образования позволяет сделать вывод о том, что существуют четыре основные формы сопровождения учеников с особенностями психофизического развития:
1) превентивные меры;
2) информационно-консультативная поддержка (характеристи
ка имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными
учебными материалами, техническими средствами обучения, мето
диками специального обучения и т.п.);
3) дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной
программы и процесса обучения;
\) улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение квалификации, раздел ответственности).
Исследователи отмечают, что в процессе интегрированного обучения и воспитания у учащихся с особенностями психофизического развития формируются различные компетенции: жизненная (уровень социализированное™), дсятельностная, коммуникативная (Л.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская). Показатели сформированное™ каждой компетенции отражены в табл. 1.6.
Таблица 1.6