Рекомендации для определения степени потребности и интегрированном обучении для каждого конкретного ребенка

Услоиии успешного вовлечения н пи курированное обучение Условия, препятствующие вовлечению в интегрированное обучение
1'апиее обнаружение проблем в раз- Обнаружение проблем в развитии ре­бенка на более поздних этапах
Проблемы к развитии в основном от­ражаются па процессе обучения Проблема ребенка носит сложный ха­рактер и отражается па всех сторонах его жизни
Проблема ребенка ограничивается только одной областью деятельности Наличие сочетанных нарушений раз­вития ребенка
Лечение ребенка не требует сложного оборудования и материалов Состояние ребенка требует сложного медицинского оборудования
Ребенок проявляет способность дру­жить или устанавливать дружеские отношения со здоровыми детьми Возникновение у ребенка постоянных трудностей при попытке установле­ния дружеских отношений со здоро­выми детьми
Численный состав класса не превы­шает 25 детей Численный состав класса превышает 25-30 человек
Высокий профессионализм учителя, работающего в классе Учитель не хочет и не может продол­жать работу с ребенком
Маиптсресованность семьи в решении проблем ребенка Семья недостаточно поддерживает ребенка в решении его проблемы

В организации интегрированного обучения и воспитания де-i eii с особенностями психофизического развития особо значимую роль играет психолого-педагогическое сопровождение их раз­ит пя, иоепптапия, формирования, педагогической поддержки, индпипдуалинацин, социализации (Т.Л. Лещинская, Б.Ч. Хвой-шщкаи). Исихолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить, мо-перпых, сопровождение развития ребенка, и, во-вторых, сопровождение процесса его обучения, воспитания, кор-рек:

В материалах Доклада Европейского агентства по развитию спе­циального образования (1999) сформулированы базовые компо­ненты образовательной политики в части сопровождения интегри­рованных учащихся.

1. Педагоги общеобразовательной школы несут ответственность
за каждого ученика, включая учащихся с особыми образовательны­
ми потребностями.

2. Необходимая поддержка интегрированному ученику в обще­
образовательной школе (классе) или за ее пределами по преимуще­
ству должна оказываться учителем-дефектологом.

3. Учитель-дефектолог может являться штатным сотрудником
школы либо представителем внешней организации (специальной
школы, диагностического центра, медицинской или социальной
службы и т.н.).

4. Поддержка должна оказываться как интегрированным учени­
кам, так и работающим с ними преподавателям.

5. Различные образовательные службы, действующие вне учеб­
ного заведения, могут оказывать помощь, обеспечивая различные
типы поддержки ученикам, преподавателям, школе, а также роди­
телям.

6. Основные формы поддержки касаются информации, ныбора
учебных материалов, разработки индивидуальных учебных планов,
организации специальных занятий и непосредственной помощи
ученику.

7. Типы поддержки достаточно разнообразны и гибки. Их выбор
зависит от различных факторов, обусловленных потребностями
учеников, требованиями преподавателей, школьных условий и тех­
нического оснащения учебного места и школы в целом.

8. Поддержку интегрированных учащихся наряду с внешколь­
ными образовательными службами обеспечивают и иные службы,
прежде всего социальные и здравоохранения. Они также вовлечены
впроцесс сопровождения учащихся, интегрированных в общеобра­
зовательное учреждение, консультирование их родителей. Предста­
вители названных служб должны работать в тесном сотрудничестве
со школьными преподавателями.

В большинстве стран Европы ключевую роль в работе с инте­грированными учащимися со специальными образовательными по­требностями играют школьные учителя. Дополнительная образова­тельная поддержка обеспечивается силами учитслей-дефектологои, работу которых регулируют местные органы управления образова­нием.

В Дании и Шисцни с учениками специальных классов (школ) работают исключительно учителя-дефектологи. В Италии с таки­ми учениками могут работать как специальные (дефектологи), так и обычные педагоги, причем те и другие в равной степени несут от­ветственность лл обучение детей с особенностями психофизическо­го ра:шп i пн.

Лпалп:! современного состояния развития моделей интегриро­ванного образования позволяет сделать вывод о том, что существу­ют четыре основные формы сопровождения учеников с особенно­стями психофизического развития:

1) превентивные меры;

2) информационно-консультативная поддержка (характеристи­
ка имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными
учебными материалами, техническими средствами обучения, мето­
диками специального обучения и т.п.);

3) дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной
программы и процесса обучения;

\) улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (консультирование учителей и администрации спе­циалистами, повышение квалификации, раздел ответственности).

Исследователи отмечают, что в процессе интегрированного обу­чения и воспитания у учащихся с особенностями психофизического развития формируются различные компетенции: жизненная (уро­вень социализированное™), дсятельностная, коммуникативная (Л.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская). Показатели сформированное™ каждой компетенции отражены в табл. 1.6.

Таблица 1.6

Наши рекомендации