Как отличить дизайнера от художника?
1)Художник занят в тех отраслях производства/индустрии, которые связаны с использованием прикладного искусства и ремёсел.
2)Он является дизайнером в том случае, когда созданные по его рисункам изделия, украшения, предметы выпускаются значительным тиражом, поступают в продажу и уже не считаются его личной работой.
3)Отличие дизайнера от художника, работающего в сфере декоративно-прикладного искусства в том, что дизайнер создает функциональный предмет или объект, имеющий спрос в каком-либо направлении индустрии, а художник создает единичные предметы для украшения костюма, интерьера, для театрального спектакля.
Таким образом, главным критерием для дизайна является функциональность предмета или объекта. Даже макет дизайнер готовит с демонстрацией функции. Дизайнер-профессионал связан с производством, его проектное решение рассматривается и принимается (или не принимается) заказчиком. Не будем забывать, что цель заказчика - получить от дизайнера новую модель, которую можно с минимальными затратами запустить в производство.
А художник театра, например, должен создавать имитационные предметы, которые похожи на реальный предмет, но являются реквизитом, «бутафорией».
В целом можно сказать, что дизайнер выполняет комплексную работу - художественно-технологический процесс, от конкретного заказчика в отличие от художника, мастера, который делает единичное изделие, навеянное собственным воображением или желанием повторить образец декоративно-прикладного творчества.
тема 3
«Графический дизайн»
Улица мегаполиса: рекламные щиты, плакаты (постеры), арт-объекты в витринах. Яркие вывески, указатели, мелькание логотипов сотен марок товаров, продуктов питания, аксессуаров и обуви.
Торговый центр: этикетки, вывески, упаковка, супер-обложки книг, журналов.
Почтовый ящик: листовки, буклеты, календари.
Дизайнер-график должен владеть рисунком, так как он создает графические работы. Это рисовальщик, он должен:
Ä знать все технические приёмы изображения на ровной и зернистой поверхности листа бумаги, на ткани, на других материалах-фактурах;
Ä создать оригинал-макет печатного издания любого формата;
Ä оформить постранично книгу любой жанра (сказку, легенду, поэтический сборник, рассказ или повесть);
Ä собрать материал и сверстать оригинал-макет студенческого тематического журнала.
Самостоятельным направлением дизайнеров-графиков в ХХ веке стала разработка фирменного стиля, как предприятия, международной корпорации, так и печатного издания, например, рекламного альбома. Автором фирменного стиля общепризнан Петер Беренс (1915 год).
В последние годы дизайнер получил дополнительный инструмент для своей деятельности - компьютерные технологии.Многие процессы по созданию эскизов, сложной трехмерной графики можно ускорить с помощью компьютерных программ.
Однако будем помнить, что самым главным инструментом деятельности дизайнера-графика является его творческий потенциал, темпоритм «комбинаторного мышления». В процессе работы дизайнер-график разрабатывает новые оригинальные цвето-фактурные и графические композиции. Важным показателем подготовленности дизайнера-графика является навык разработки функциональной продукции со знаково- коммуникативными свойствами.
Сегодня о дизайне говорят не только специалисты индустрий малого и среднего бизнеса, в нем нуждаются топ-менеджеры международных корпораций. О хорошем сценографическом дизайне сегодня говорят режиссеры театра, шоу-индустрии, мастера концептуального искусства, консультанты экологической практики по оздоровлению визуальной культуры городских пейзажей, сохранению природных ландшафтов сельских агломераций.
Тезис. Дизайнер - один из ведущих модераторов формирования современной культуры, в перспективе созидающий своей деятельностью цивилизацию общества третьего тысячелетия.
Тема 5
Особенности творчества дизайнера
Своеобразие художественного мышления дизайнера в том, что его результаты обнаруживаются в конкретных образах. Философы говорят силлогизмами, то есть умозаключениями, ученый - научными категориями и понятиями, а дизайнер - образами, которые постоянно рождаются в его воображении.
Наблюдательность, воображение, образность.При определенной подготовке каждый человек может научиться рисовать (срисовать группу предметов – натюрморт), передавать посредством рисунка видимые явления, объекты, но дизайнеру этого мало. Помимо технического/инструментального навыка рисования с помощью разных инструментов, материалов и техник у него должен быть развит навык «конструктивно-образного воображения», творческий дар, который выражается в способности мыслить художественно-конструктивными образами.
Тезис. Мыслить образами и их графически воспроизводить - достаточно сложный процесс. Навык образно воспроизводить спроектированные в воображении предметы, понятия, смыслы как представление своего ассоциативного мышления – это уникальная квалификационная компетенция и важный показатель подготовленности дизайнера-графика.
Истоки творчества дизайнера
В работе дизайнера истоками творчества могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают. Толчком к появлению идеи могут быть блеск льда, капли дождя на стекле, морозные рисунки на стекле, форма лужи на асфальте, взмах крыла птицы, архитектурное сооружение, заброшенная хижина, старый дом, скол старой вазы, национальный костюм, мифологический контекст легенды.
В зависимости от творческого потенциала дизайнера контакт с источником вдохновения возникает сразу или после тщательного изучения предмета-артефакта или явления.
Источник рассматривается и изучается визуально, тактильно, затем его признаки кладутся в «кейс-технологию» - в виде зарисовок, цвето-фактурных рисунков или фото-фиксации. Данный кейс-портфель дизайнера является постоянным источником для творческого воображения и комбинаторного мышления над будущим эскизом-клаузурой и проектом.
На всех стадиях работы дизайнер-график словно видит линию нового предмета, его силуэт или контур.
Линия - это азбука дизайнера в эскизной работе, она должна иметь несколько (2-3) вариантов толщины. Новизна и акценты выделяются с помощью более широких линий. Линии могут быть: прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, криволинейные, ломаные или плавные.
Правила дизайнера:
ü каждый дизайнер-график должен знать разнообразие графической фактуры;
ü каждый дизайнер-график должен уметь работать с рапидографом.
ТЕМА 6.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГРАФИКИ.
ЖАНРЫ ГРАФИКИ
ВЫДЕЛЯЮТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ГРАФИКИ:
Ä Прикладная/промышленная графика(промграфика) – это проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок;
Ä Экслибрис;
Ä Плакат,который имеет жанры и классификацию (политический, сатирический, просветительский, кино-плакат, цирковой, театральный, экологический и т.д.);
Ä Малотиражный плакат- репродуцируемый способом шелкографии, линогравюры, литографии.
Правило 1. Основной материал в графике - бумага, которая определяет классическую роль белого фона. На белом фоне выразительность приобретает линия, пятно, при этом монохромное изображение (в серой или охристой тональности) формирует особую эстетическую систему. На основании этой системы можно характеризовать работу как искусство белого и черного (отнюдь не оппозиционный контраст), что не исключает подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла дизайнера и выбора им материалов.
Правило 2.Цвет в графике играет вспомогательную роль в отличие от живописи с первостепенным для неё колоритом.
Правило 3.В графике основными средствами выразительности являются линия, штрих, графическая фактура (всего около 30 видов фактуры), контур, пятно, фон и фактура листа, активно участвующие в формировании композиции.