Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
План:
1.Воспитание и обучение у восточных славян.
2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
3.Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
4.Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв.
5.Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
Глоссарий:
1. Христианство (от греч. Christos, букв. – помазанник) – одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Главные идеи: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.
2. Православие – одно из основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом). Православное вероучение базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В специфике вероучения, церковной организации православия нашли отражение особенности исторического развития Византии.
3. Католицизм – разновидность христианской религии, в которой признаются ее основные догмы и обряды; в то же время имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации церкви. Католическая церковь источником своего вероучения признает не только Священное писание, то есть Библию, но и Священное предание (традицию). При этом в Священное предание включается помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.
3.1. Воспитание и обучение у древних славян.В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность.
Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый славянский письменный язык (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения".
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия (славянские книжники) расселились по всему славянскому миру и создали свои школы. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, его раскол на православие и католицизм. Восточные и южные славяне оказались под влиянием греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиции, западные славяне испытывали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования.
Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, особая роль в воспитании детей отводилось матери. Развивалось и домашнее обучение: "мастера грамоты", учителя, учили детей на дому. Такое обучение называли еще "школами грамоты".
В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество:
- учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно-религиозные качества, соответствующие духу своей новой семьи.
- Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, в которых жили воины, могущие дать детям военную подготовку.
- Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в святилищах и храмовых (костеловых) мастерских, обучались языческой религии и письму.
Сначала у славян существовало пиктографическое знаковое письмо, а с IX столетия под воздействием византийского алфавита (кириллицы) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.
3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.На рубеже VIII - IX веков возникла крупнейшее в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания, до начала XIV века). В этот период был создан мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат – до Урала, от Черного – до Белого морей. В 988 г., в основном по инициативе киевского князя Владимира Святославовича, произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришли и византийские просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу, «сверху». Школа для России была явлением новым, поэтому воспринималась русичами с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии, а, следовательно, и образования, которое сопутствовало ей. Именно школы должны были способствовать укоренению христианства на Руси. Обучение религии и обучение вере воспринималось как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).
Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В XI веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К XIII веку школы уже существовали во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах Древней Руси. Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.
При дворе Ярослава Мудрого и в Киево-Печерском монастыре открыты повышенные школы, где получали образование писатели-летописцы, переписчики, переводчики (как их тогда звали – толмачи), проповедники и т.д. Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.
Таким образом, в период развитого средневековья воспитание и обучение, просвещение на Руси развивалось достаточно быстрыми темпами, испытывая некоторое влияние западноевропейской культуры, но в основном по своему собственному оригинальному пути.
3.3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение – занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг переписано ею за свою жизнь, истории неизвестно, но известно, что результатом большой и кропотливой работы Ефросинии стали рукописные книги, по которым обучались и ее современники, и те, кто жил после нее. Другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей, тогда не существовало. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Более того, мечтая расширить переписку книг, она основала в Полоцке два монастыря (женский и мужской), а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела. По написанным и переписанным ею книгам дети учились грамоте, а ее школы носили очень демократичный и прогрессивный для своего времени характер. Демократичным было содержание образования – в основном чтение и письмо на родном языке, изучение основ арифметики. Демократичным был контингент учеников: большая часть детей, посещавших школы Ефросинии Полоцкой, жили в небогатых простых семьях.
Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях.
o она объединяла вокруг себя талантливых зодчих (архитектор), живописцев, поддерживала их новаторские идеи.
o По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ею Богородицком монастыре.
o С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.
Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.
В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла 23 мая 1173 года пятидесяти трех лет отроду. Ефросиния Полоцкая была канонизирована как святая, ее тело перевезли в Киев и захоронили в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.
Другим известным представителем белорусского Просвещения XII века является Кирилла Туровский (1130 - 1182), который за свое мастерство красноречия и художественность слова был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цену образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился Кирилла Туровский в Турове, так как там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича. С приходом из Византии христианства Кирилла Туровский сразу принял новую веру.
Чтобы постичь книжную мудрость, просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более тринадцати лет Кирилла Туровский был в епископском сане, за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.
Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначение человека.
Большое внимание Кирилла Туровский уделял образованию, учительскому делу, учительствовал сам. Как учителя, его волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных (богатых и знатных) сословий. В связи с этим он замечал, что знания не являются товаром, который могут купить только избранные, они нужны всем без исключения людям, а знающий человек – богатый и знатный не по рождению, а по уму.
Большую педагогическую ценность имели "Поучения" Кириллы Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси.
Исследования историков показали, что Кирилла Туровский не выработал какой-то целостной педагогической системы. Его мысли о воспитании и обучении «золотым зерном» разбросаны в произведениях просветителя. Почти все высказывания Кириллы Туровского на предмет обучения и воспитания носят поучительный характер, они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.
Выступления Кириллы Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков (с намеками на высокопоставленных особ) имели большое социально-бытовое значение.
Просветитель стремился приобщить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг, советовал читать сознательно, с "разумом".
o До нас дошли многие произведения и педагогические мысли Кириллы Туровского сохранились восемь сказаний, двадцать одна молитва, два канона на смерть княгини Ольги
o наиболее замечательной среди них является "Притча о человеческой душе и теле", которая известна также под названием "Притча о слепом и хромом". О ее педагогической глубине и современности мы поговорим на практических занятиях.
o Нам, современникам XXI века, Кирилла Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом, чье наследие можно назвать классикой педагогики, фундаментом для развития современного педагогического дела.
3.4. Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания.
- образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников.
- Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст".
- Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям".
- К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди-"словы" Кириллы Туровского.
Особое значение в истории развития древнерусской культуры и пед. мысли имеют:
o "Повесть временных лет",
o "Ипатьевская летопись",
o "Слово о полку Игореве" (конец XII в.), которое поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к Отечеству.
Изучение содержания и литературных достоинств этих памятников древнерусской культуры дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.
Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно, о чем свидетельствуют семьсот берестяных грамот, датируемых XI веком, которые были найдены в различных славянских городах.
Расшифровка этих грамот, изучение памятников древнерусского слова позволяют сделать выводы, что семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, а его методы и приемы были достаточно разнообразны. Это нашло отражение также в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранила свою национальную самобытность.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. "Учение книжное" пришло в упадок. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев – центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в монгольский плен умельцы, мастера грамоты, книжники. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура, просвещение продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые не были разорены. В этот период была в почете профессия книжных писцов. Книги находили сбыт не только в богатых семьях, но и у простого народа, что способствовало распространению грамотности.
3.5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.Педагогическая мысль средневековой Руси XIV - XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.
Воспитание того времени требовало держать ребенка в "страхе божьем", повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. И все же, многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к детям, к людям вообще (к ним относится Епифаний Славинецкий, Семион Полоцкий, Селивестр Медведев, Карион Истомин и др.).
Федор Курицин создал гуманистическое произведение "Написание о грамоте", в котором сформулировал ряд интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Автор «грамоты» был членом московского еретического кружка. Еретическое движение было тогда политическим движением. Его представители составляли богословские "ереси", где с научной точки зрения поясняли многое о жизни человека, явлениях природы и т.д. В собрания рукописных книг имелись сочинения по астрономии, естествознанию, философско-богословским вопросам. В XIII – XV вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было недостаточно, поэтому народные массы пользовались услугами "мастеров грамоты". Мастерами грамоты становились дьячки и "мирские люди". За плату они обучали детей чтению, письму, счету у себя на дому или в домах учащихся. Небольшое количество таких мастеров были способны к обучению на более высоком уровне, они учили детей богатых сограждан не только грамоте, но и "словесным наукам", математике.
В конце XVI века на Руси появились первые печатные книги: учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. им был издан знаменитый букварь. Этот учебник впитал в себя опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю были изложены некоторые методические требования к использованию книги-учебника. Само оглавление послесловия – "Обращение к детям и родителям" – говорит о том, что букварем могли пользоваться в семье люди разных поколений, обучение грамоте рассматривалось как семейное дело.
За религиозное воспитание отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Но в целом в этот период огромная часть населения пребывала в невежестве и неграмотности.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем заключалась специфика обучения и воспитания у древнерусских славян (VIII – IX вв.)?
2. Какова роль христианства в развитии обучения и воспитания в Киевской Руси (X – XIII вв.)?
3. Докажите, используя исторические факты, изложенные в курсе лекции, что Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский являются выдающимися просветителями своего времени.
4. Составьте таблицу «Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв.» с целью систематизации знаний о развитии педагогической мысли этого исторического периода на Руси:
Время возникновения письменного памятника | Название памятника | Основные идеи обучения и воспитания, изложенные в письменном памятнике |
5. В каких письменных памятниках XIV – XVI вв. определяются основные идеи обучения и воспитания на Руси? Определите основные положения этих идей.
Литература:
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века. – М., 1989. – 634 с.
2. Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учебное пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с. – С.146 – 168.
3. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
4. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.
5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.
7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С. 5- 123.