Формы анализа и самоанализа занятия

Модель построения обучающего занятия.

  Деятельность воспитателя   Деятельность ребенка
Мотивация деятельности Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность в восприятию
Изложение учебного материала Восприятие
Закрепление учебного материала Осмысление
Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью
Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание ее

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», - и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:

1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?

3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.

4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?

6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?

7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Модель развивающего занятия.

  воспитатель   ребенок
Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «хочу»
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация
Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск
Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Формы анализа и самоанализа занятия.

1. краткий (оценочный) анализ – это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию;

2. структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;

3. системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;

4. полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;

5. структурно- временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;

7. психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);

8. дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.);

9. комплексный анализ – это одновременных анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Анализ занятия.

· Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

· В какой форме прошло Целеполагание занятия?

· Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации.

· Какие приемы были использованы для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

· Психологический климат занятия: положительный, эмоциональный или его отсутствие.

· Способствовало ли подведение итогов занятия повышению (интереса детей к данному виду деятельности)?

· Отбор содержания занятия: научность, логичность, системность, доступность, наглядность, оптимальность объема учебного материала.

· В чем проявилась творческая активность детей?

Самоанализ занятия.

1. Цель.

2. Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная)

3. Вид занятия.

4. Тип занятия.

5. Какие методы и приемы применяли, в чем их педагогическая ценность и как они себя оправдали?

6. Какие наглядные пособия применяли и в чем их педагогическая ценность?

7. Активность детей, учебная деятельность детей.

8. Какие затруднения возникли и как они были преодолены?

9. Как реализовалось выполнение задач и достигнута ли цель занятия?

Деловая игра

«Воспитательно-образовательный процесс в детском саду»

Цель: проверка усвоенного материала, корректировка знаний.

План проведения игры:

· Сообщение темы и цели игры.

· Объяснение предстоящей работы (знакомство с игровой ситуацией и правилами).

· Индивидуальная работа воспитателей по заданной теме.

· Групповая работа воспитателей, выработка коллективного решения. Обоснование принятых решений.

· Подсчет индивидуальных и коллективных очков.

· Выступление экспертов о работе команд.

· Разбор игры. Подведение итогов.

Схема деловой игры.

Игра проводится в несколько этапов.

1 этап – сообщение темы, правил игры. Участники разбиваются на группы. В каждой группе выбирается лидер и эксперт.

2 этап – лидер получает задание и знакомит с ним группу. Каждый член группы получает свое задание.

3 этап – в течение определенного времени педагоги выполняют задание. Обсуждают совместно выполненное задание, подсчитывают индивидуальные и коллективные очки, принимают коллективное решение.

4 этап – лидеры от каждой группы знакомят всех участников с заданной ситуацией и вариантами ее решения. Путем голосования участники игры выбирают лидирующую группу.

5 этап – выступление экспертов. Разбор игры.

Схема деловой игры.

· Введение в игру – 3мин.

· Формирование игровых групп – 3мин.

· Распределение ролей (выбор лидеров и экспертов) – 3мин.

· Коллективное решение проблемы – 15мин.

· Подсчет индивидуальных и коллективных штрафных очков – 5мин.

· Выступления лидеров с обоснованием принятых решений – 3мин.

· Выступления экспертов групп - до 3мин.

· Разбор игр, подведение итогов – 5мин.

Правила участников игры.

1. Соблюдать регламент.

2. Работать согласованно.

3. проявлять активность.

4. выступать аргументировано.

5. уметь слушать другого.

Инструкция экспертам.

Не вмешиваться в естественный ход событий. Наблюдать за работой внутри группы (насколько члены команды самостоятельны в работе, каково их эмоциональное состояние, кто первый выполнил задание и т.д.).

Задания.

Распланировать задачи на один квартал в подготовительной группе:

· РИОМ, ФЭМП, прир. окр., экол. воспит.

· р/р, рисование, лепка.

· Трудовое воспитание, нравственное воспитание.

Педагогический ринг.

Тема: Организация и проведение занятий.

Цель: Анализ знаний воспитателей об организации и проведении занятий; о видах занятий; самоанализе занятий.

Работа ведется в группах. Каждому участнику группы задается вопрос. Ответы оценивает наблюдатель по критериям. За дополнение от другой группы часть очков снимается с отвечающей группы.

Вопросы:

1. сколько занятий в неделю проводится в … группе (когда)?

2. расскажите, как Вы составляете расписание занятий.

3. Как и когда готовитесь к занятиям?

4. Структура занятия (хронометраж каждой части).

5. анализируете ли Вы свои занятия, если «да», то с какой целью?

6. Виды анализов.

7. Виды занятий.

8. Типы занятий.

9. Занятия по целям и задачам.

10. Как Вы отслеживаете результаты усвоения задач на занятии?

Критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

· Общая эрудиция;

· Профессиональные знания, умения, навыки;

· Умение выйти из затруднительного положения, экспромт;

· Лаконичность, четкость, точность;

· Культура ведения дискуссии, педагогический такт, чувство юмора.

Наши рекомендации