Памятка современному учителю, идущему на урок (по А. Дистервегу)

Контрольные вопросы:

1. Актуальна ли для нашего времени сформулированная А. Дистервегом цель воспитания – «самодеятельность на служение истине, красоте и добру»?

2. Кто до А. Дистервега говорил о принципе природосообразности?

3. Кто из этих предшественников дает идентичную с А. Дистервегом трактовку этого принципа?

4. Какой принцип педагогики А. Дистервега нашел воплощение в практике учителей-новаторов?

5. Прав ли был А. Дистервег, считая, что «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить»?

6. В чем различие между материальным и формальным образованием? Как А. Дистервег разрешает эту проблему?

7. Какие законы обучения Вы бы взяли из дидактики А. Дистервега как руководство для подготовки и проведения своих уроков.

8. Согласны ли Вы с утверждением А. Дистервега: «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует»? Каково обоснование вашего суждения?

9. Почему А. Дистервег советует учителю для его самообразования читать прежде всего первоисточники («основные сочинения») и только потом обращаться к энциклопедиям, журналам и другим источникам, рассматривающим данную проблему?

10. Почему А. Дистервег считал, что ценность школы равняется ценности ее учителя?

11. Как А. Дистервег трактует понятия «самосознание» учителя и «самомнение»? Согласны ли Вы с ним?

Литература:

1. Дистервег А. Дисциплина в школе/ А. Дистервег Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

2. Дистервег А. О высшем принципе воспитания/ А. Дистервег Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

3. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении/ А. Дистервег Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

4. Дистервег А. О самосознании учителя/ А. Дистервег Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

5. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей/ А. Дистервег Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

6. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.

7. Ротенберг В.А. Дистервег, его деятельность и педагогическое учение. Вступительная статья/ Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

Семинар № 4

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве в XIV-XVII вв.

План

1. «Поучение» Владимира Мономаха – памятник древнерусской письменности и отечественной педагогической мысли.

2. «Домострой» - воплощение идеала рационального ведения семейного хозяйства и воспитания.

3. Педагогические идеи Симеона Полоцкого – просветителя-педагога.

4. Педагогические взгляды учителя – практика и теоретика воспитания Епифания Славинецкого.

Методические рекомендации студентам по подготовке к семинару и его проведению:

1. При подготовке сообщения для семинара используйте следующую схему:

1) Об авторе,

2) О названии книги,

3) Время ее написания,

4) Кому она адресована,

5) Структура книги,

6) Основная проблематика книги (проблемы назовите, дав их ранжировку),

7) Содержание книги (широко используйте фрагменты текста, сохраняя «аромат» языка автора книги),

8) Актуальность книги для наших дней.

Примечание: логика сообщения по книге «Домострой» потребует перестановки пунктов схемы (2,3,1,4, далее в вышеназванной последовательности)

2. Составьте 4 творческих подгруппы (равнозначные по количеству студентов) соответственно четырем вопросам данной темы семинара.

3. Подготовьте коллективное, групповое сообщение, избрав любую форму: лекция, беседа, диспут, устный журнал, научная конференция, родительское собрание, сюжетно-ролевая игра, презентация книги, дидактический театр и др.

4. Постарайтесь, чтобы все участники творческой группы были равноценно активны, и при подготовке и при выступлении.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие поучения Владимира Мономаха наиболее ценны для наших дней?

2. Дайте образ рачительного хозяина, используя оглавление и текст книги «Домострой».

3. Выберите из текста «Домострой» фрагменты, которые Вы рекомендуете использовать в современной семье и школе для воспитания будущей экономной, домовитой хозяйки – хранительницы семейного очага.

4. Какие идеи С. Полоцкого Вы использовали бы в беседе с родителями современных школьников?

5. Какие правила поведения, изложенные Е. Славинецким в книге «Гражданство обычаев детских», по вашему мнению, актуальны сейчас?

Литература:

1. Домострой /Сост. вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1990. С.27-29 (оглавление), гл.42, с. 154.

2. Домострой /изд. подгот. В.В. Колесов, В.В. Рождественская; отв. ред. А.А. Дмитриев, 2-е изд. – СПб.: Наука, 2005. – 400с.

3. Колесов В.В. Домострой без домостроевщины: вступ. ст./Домострой/Сост. В.В. Колесов. М.: Сов. Россия, 1990. – с. 5-24.

4. Мономах В. Поучение /Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв./Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985.

5. Поучение В. Мономаха: перевод/Литература Древней Руси: Хрестоматия /Сост. А.А. Дмитриев; под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Высшая школа, 1990. – с.112-121.

6. Поучение В. Мономаха /Повести и сказания Древней Руси/Под ред. Д.С. Лихачева, Сост. Н.В. Понырко. – СПб.: Диля, 2001. – с.109-119.

7. Полоцкий С. /Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985:

1) Биографическая справка – с. 330-333.

2) Вертоград многоцветный – с. 333-335.

3) Букварь языка славенска, сиречь начало учения детям, хотящим учится чтению писаний. – с. 336-338.

4) Комидия притчи о блудном сыне – с. 338-341.

5) Из «Вечери душевной» - с. 343-347.

8. Славинецкий Е. Гражданство обычаев детских / Антология педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – с.314-330.

Семинар № 5

Тема:Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки (1823-1870)

Примечание: на рассмотрение преподавателя возможны варианты выбора предлагаемых первоисточников для обсуждения на семинаре.

I Статья К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы»

План

1. Педагогическая литература как источник теоретических знаний и как обобщение педагогического опыта. Значение единства теории и практики.

2. Связь педагогики с психологией – одно из условий успеха в учебно-воспитательном процессе.

3. Роль педагогической литературы в воспитательной деятельности учителя.

4. Необходимость педагогической литературы для родителей.

Контрольные вопросы

1. С чего начинается статья? Какие доказательства использует автор, говоря о бедности педагогической литературы? Сопоставьте эту картину с наличием педагогической литературы в наши дни?

2. Как К.Д. Ушинский разрешает спор между теорией и практикой? Что такое, по его суждению «педагогическая опытность»? Какой опыт современных учителей, воспитателей Вам известен? В чем суть их опыта?

3. Выпишите несколько суждений К.Д. Ушинского о связи педагогики и психологии. Почему он сказал, что «всякий человек, умеющий заглядывать внутрь самого себя, есть уже готовый курс психологии»? Назовите книги современных психологов, помогающие человеку познать себя и познать другого.

4. Педагогика – это наука или искусство? Докажите свою точку зрения. Что говорит об этом К.Д. Ушинский?

5. Раскройте смысл фразы К.Д. Ушинского: «Всякий прочный успех общества в деле воспитания необходимо опирается на педагогическую литературу». В чем К.Д. Ушинский видит значение педагогической литературы для учителя, воспитателя.

6. Почему педагогическая литература необходима и для родителей?

7. Назовите основные источники педагогических знаний родителей, которые может использовать современный учитель, классный руководитель в работе с родителями?

8. Перечислите основные пути, формы и средства психолого-педагогического просвещения родителей, наиболее эффективные в деятельности классного руководителя, к использованию каких из них Вы уже готовы?

Наши рекомендации