Задачи социального расследования и порядок действий специалистов

Определение социального расследования

Социальное расследование- это процесс, в ходе которого специалистами за­щиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопас­ности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетво­рения основных жизненных потребностей ребенка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.

Субъектамисоциального расследования являются ребенок, предположитель­но находящийся в опасности, и его родители или лица, их заменяющие.

Предметомсоциального расследования являются случаи жестокого обраще­ния и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка.

(Закон о правах ребенка, Закон об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений)

Жестокое обращение(насилие) - это любые действия (или бездействие) в от­ношении ребенка, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, препятствующие его физическому и психическому развитию, ущемляющими его права и свободы.

Жестокое обращение включает и ситуации, когда родители либо лица, их за­мещающие, либо другие физические лица совершили в отношении ребенка сексуаль­ные действия, преследующиеся уголовным законодательством.

Различают следующие категории жестокого обращения (см. Инструкция о по­рядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите):

• Физическое

• Сексуальное

• Эмоциональное и психологическое насилие

Физическое насилие- преднамеренное нанесение родителями физических повреждений ребенку, повлекших его смерть, или серьезные, требующие медицин­ской помощи, нарушения физического или психического здоровья, которые привели к отставанию в развитии; а также - телесные наказания, нанёсшие ущерб физическо­му или психическому здоровью ребенка.

Сексуальное насилие- вовлечение ребёнка в сексуальные действия с целью получения полового удовлетворения или финансовой выгоды, в том числе сексуаль­ные контакты с ребёнком, проституция, обнажения и другие действия, носящие харак­тер сексуальной эксплуатации. К сексуальному насилию относятся и такие действия, как демонстрация ребёнку половых органов, совместный просмотр порнографиче­ских материалов или фотографирование ребёнка в обнажённом виде. Сексуальное насилие имеет место и тогда, когда родители или другие лица, осуществляющие уход за ребёнком, разрешают совершать в отношении ребёнка другим лицам любые действия, которые квалифицируются как сексуальная эксплуатация.

Психическое (эмоциональное) насилие- длительное, постоянное или перио­дическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка пато­логических черт характера и/или нарушающее развитие его личности, а также одно­кратное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. В качестве патологизирующих эмоциональных воздействий выступают: открытое не-

приятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, прояв­ляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Пример: родители или учителя постоянно говорят ребёнку, что он бездарь и тупица, и, как следствие, ребёнок начинает хуже учиться, боится контрольных и экзаменов, отказывается предпринимать попытки к повышению успеваемости.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка- не предо­ставление ребёнку адекватного питания, одежды, медицинской помощи или убежи­ща, эмоциональная холодность, игнорирование и отторжение ребенка, либо неосу­ществление надзора за ребенком в такой степени, что это ведет к возникновению угрозы здоровью или безопасности ребенка.

Необеспечение надлежащего надзора имеет место в случаях, когда ребенка оставляют без присмотра, либо на попечение неопытного воспитателя или незнако­мых лиц, вследствие чего ребенок подвергается риску физических травм, сексуаль­ной или иной эксплуатации, либо допускает нарушение действующих социальных норм, совершает преступление или вовлекается в злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Примечание

В случаях, когда основные жизненные потребности ребенка не удовлетворя­ются по причине низкого материального достатка семьи, родитель или лицо, его заме­няющее, не могут быть признаны виновными. Такая семья нуждается в оказании ей необходимой помощи. Вместе с тем, в некоторых случаях выдвижение официальных обвинений в неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка оправда­но, если будет установлено, что лицо, осуществляющее уход за ребенком, располагая необходимыми средствами, тратит их в ущерб потребностям ребенка.

(Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка см. в Приложении 1).

Задачи социального расследования и порядок действий специалистов

Задачи социального расследования:

• собрать максимально полную и достовернуюинформацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потреб­ностей ребёнка;

• в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;

• обеспечить меры по защите ребенка;

• оценить ресурсы и потребности семьи и ребенка;

• разработать программы по реабилитации ребенка и его семьи;

• предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывается участвовать в программах по ее реабилитации.

Порядок действий специалистов в рамках социального расследования:

1. Сбор информации о возможно^ факте жестокого обращения с ребенком, включающий в себячшрос самого ребенка, родителей, в том числе и предполагаемого виновного, братьев, сестер и других лиц, которые могут иметь необходимую инфор­мацию.

2. Оценка угрозы жизни и здоровью ребенка на каждом этапе расследования.

3. Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребенка и его реализация (предоставление дополнительных услуг на дому, изъятие детей из семьи или изолирование предполагаемого насильника от предполагаемой жертвы и ДР-).

4. Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологиче­ского обследования и лечения ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

5. Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и потреб­ностей ребенка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обраще­ния, способность невиновного родителя защитить ребенка. Оценка степени риска включает в себя обязательное посещение семьи на дому.

6. Подача исков в суде в необходимых случаях.

7. Разработку планов помощи несовершеннолетнему (СОП), либо защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ), отражающих комплекс ме­роприятий по реабилитации семьи и ребенка.

8. Мотивация семей к работе со специалистами, вовлеченными в процесс реабилитации.

Наши рекомендации