Квазиисследовательская деятельность
В учебной деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи реальному созданию продуктов культуры.
Способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников. (В.В. Давыдов называет это квазиисследовательской деятельностью).
Строение учебной деятельности:
Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний.
Мотивы учебных действий - к овладению способами их построения, направленными на решение учебных задач.
Учебная задача -это одна конкретная задача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса
Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
l преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта
l моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме
l преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде
l построение системы частных задач, решаемых общим способом
Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
l контроль за выполнением предыдущих действий
l оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи
Обнаружение всеобщего отношения
Требуется найти вполне определенное отношение некоторого целостного объекта, который должен быть отражен в соответствующем теоретическом понятии.
Это отношение выступает как генетическая основа всех частных особенностей целостного объекта, т.е. его всеобщим отношением
Предметные условия задачи преобразуются на основе действия анализа, которое служит началом формирования требуемого понятия
Моделирование
Модель фиксирует именно всеобщее отношение объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.
Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно
Преобразование модели
Преобразовывая и переконструируя модель можно изучать свойства найденного всеобщего отношения в чистом виде, без «затемнения» привходящими обстоятельствами.
Работа с моделью - изучение свойств содержательной абстракции всеобщего отношения
Построение системы частных задач
Выводится система различных частных задач, конкретизирующих соответствующее понятие.
К частной задаче дети подходят как к варианту исходной учебной задачи, сразу выделяют в ней то общее отношение, которое позволяет им применить ранее усвоенный способ решения.
Контроль
Контроль позволяет, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с особенностями условий задачи и свойствами получаемого результата, обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения
Оценка
Позволяет определить соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели.
Это содержательное качественное рассмотрение результатов усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью.
Представления о взаимодействии ребенка и взрослого по Выготскому.
Все высшие психические функции появляются первоначально как форма сотрудничества между ребенком и другими людьми и лишь затем они становятся внутренними функциями самого ребенка.
Освоение культурных предметов происходит в активной деятельности ребенка при посредничестве взрослого.
Сотрудничество со взрослым задает зону ближайшего развития ребенка.
«Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день» (Выготский)