Игра как педагогическая технология
Терминологический словарь-справочник к теме
Активные методы обучения –методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированы на самостоятельное добывание знаний обучаемыми, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности.[8]
Игра дидактическая –вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. [11]
Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры – это развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. [11]
Задание для размышления
Опираясь на материал данного раздела, а также на собственный практический опыт попробуйте сформулировать педагогические условия организации деловой игры.
Базовые идеи
Применение в обучении игровых технологий позволяет активизировать учащихся, создать благоприятный эмоциональный фон познавательной деятельности. В ходе игрового взаимодействия осуществляется примерка социальных ролей, создаются условия для установления и развития межличностных взаимоотношений участников.
Игра ставит участников в мнимую, условную ситуацию и требует выполнения мнимых (игровых действий). Но, в то же время, обучаемый остается в ситуации реального учебного процесса, выполняет вполне реальные действия (анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи и пр.), находится во вполне реальных отношениях с другими партнерами по игре.
Традиционно на учебных занятиях реализуется иерархическая модель общения педагога и обучаемых, когда педагог полностью диктует направление и режим работы, выявляя пробелы в знаниях обучаемых. Использование в учебном процессе игровых технологий задает паритетную модель отношений между участниками. Игра предполагает свободные, творческие отношения равноинформированных партнеров. Педагог, как правило, исключается из числа непосредственных участников, выполняя роль зрителя или консультанта, что способствует снятию психологических барьеров общения, раскрепощает учащихся.
Сущность
Игра –форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. [11]
Классификация игр
►Ключевые элементыигровых педагогических технологий:
1. Игровой замысел - определяется целями занятия и реализуется в виде сюжета или сценария игры.
2. Правила – определяют порядок действий участников, разрабатываются с учетом целей занятия и индивидуальных возможностей обучаемых.
3. Игровые действия – регламентированные правилами игры формы активности учащихся, направленные на достижение целей игры.
4. Познавательное содержание – знания и умения, применяемые при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
5. Оборудование игры – включает как традиционное оборудование урока (плакаты, модели, раздаточный материал и пр.), так и игровое, условное (бэджи с указанием выполняемых ролей, таблички с названиями команд, призы и т.д.).
6. Результат – решение поставленной в игре задачи.
Реализация
В учебном процессе профессиональной школы в целях имитации профессиональной деятельности часто используют такую разновидность игровых технологий как деловая игра.
Вовлечение в игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному осознанию профессии. Чем сложнее замысел игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей участников.
Реализация деловой игры предполагает выбор объекта игрового моделирования (предприятия, в которое играем), игровой ситуации (производственной ситуации, которая будет имитирована), определения ролей и характера взаимодействия участников.
Наиболее удобной формой представления содержания и хода игры является ее сценарий.
Примерная структура сценария деловой игры:
1. Общая характеристика игры
· для кого (какой категории учащихся) предназначена игра;
· цели, которых предполагается достичь;
· необходимые условия (длительность игры, место проведения, количество участников, необходимое оснащение и т.д.).
2. Описание игровой обстановки
· характеристика организации, избранной объектом игры;
· описание проблемной ситуации (1 или нескольких);
· перечень ролей и инструкции для игроков («должностные инструкции»);
· правила игры;
· ход игры (основные этапы, отводимое на них время, способы их организации).
3. Схема анализа результатов игры
· объекты анализа и оценивания (ЗУН, взаимопомощь);
· методы анализа и оценивания (самоанализ, самооценка, экспертный анализ и оценка, оценка преподавателя);
· критерии оценивания (оригинальность, быстрота, соответствие ГОСТ или ТУ).
►Достоинства игры как педагогической технологии:
- активная включенность учащихся в обучение,
- высокая мотивация учения,
- прочность усваиваемых знаний,
- развитие умений междисциплинарно решать практические задачи,
- развитие самостоятельности и творческого потенциала участников,
- возможность моделирования различных систем (профессиональная деятельность, социальные отношения, природные процессы – в игре «остров», рассказывающей ее участникам в наглядной форме о процессах существования нескольких биологических видов на отдельной территории, игроки исполняют роли не людей, а законов природы),
как средства моделирования профессиональной деятельности:
- игра позволяет моделировать в учебном процессе реалии профессиональной деятельности во всей требуемой полноте интеллектуальных, психологических и социальных функций (тренажер, например, не может так воспроизвести социальный контекст),
- право на ошибку (безопасность действий),
- только в игре можно получить навыки работы в таких должностях, по которым невозможно организовать практику или стажировку (начальник цеха, директор фирмы).
Ограничения
- высокая сложность конструирования, определяемая двупланным характером игры,
- невозможность универсализации содержания и внутренней структуры игр.
►Пример
Практическая работа «Вступление в должность руководителя»
по дисциплине «Основы менеджмента»
Разработчик — Говорень И.В.
Общая характеристика игры
Игра предназначена для учащихся учреждений среднего специального образования, обучающихся по специальности «Технология полиграфических производств».
Цель занятия – формирования умения разрабатывать проект по вступлению в должность начальника цеха, приобретение навыков работы в коллективе, развитие управленческих и организаторских умений.
Игра рассчитана на 2 академических часа (90 минут). Для ее проведения потребуется перестановка столов в аудитории: 1 стол для экспертов, круглый стол для кабинета начальника цеха, 3 круглых стола для каждого из участников. Необходимы бейджи с указанием имени и должности, таблички на столы с указанием названий кабинетов.
В игре задействуются учащиеся всей группы — 25 человек.