Воспитательная работа классного руководителя 1 страница
Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния... Руководство можно рассматривать также как готовность взять на себя ответственность... Истинное руководство вдохновляет других познавать себя, развиваться и становиться сами собой.
М. Монро*
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ |
Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса. В масштабе класса -- это классный руководитель (воспитатель).В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.
Классный руководитель — «формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник»**.
Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. * Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.
10. Заказ № 1233.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государственных...) по-разному определяются статус и назначениеклассного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный воспитатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях), классный учитель (в школах вольдорфского типа)... Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Однажды мы спросили школьников разных классов, с 1-го по 11-й, нужен ли им классный руководитель и зачем. На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», а на вторую палитра ответов была столь разнообразна, что перечислить здесь, все их просто невозможно. Назовем лишь некоторые: «Общение с ним помогает узнать много нового, интересного», «Без Н.Н. я бы, конечно, ни за что не ходил так много по музеям, театрам, выставкам», «Мы много путешествуем вместе, и это здорово», «Наш Л.Ю. -- необыкновенный человек: он все умеет делать и нас этому учит постоянно», «всегда нам помогает и за нас заступается», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «хороший пример в жизни», «для душевного общения». Как видно из небольшого перечня, дети называют самые разнообразные сферы жизни и детальности классного руководителя, столь важные для них.
КАКОЙ ОН, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ |
Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют учащиеся к классному руководителю. По их мнению, он:
4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- надежный (на него можно положиться, не предаст);
- искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит);
- честный (что обещал, выполняет);
- смелый (если прав, может спасти класс на педсовете,
защитить перед директором);
- понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь);
- вдумчивый (вникает в суть проблем);
- практичный (не витает в облаках, разбирается в нуж
дах класса, добивается их удовлетворения);
- аккуратный (по нему можно проверять часы);
- способный к совместной работе;
- твердый (способен довести дело до конца);
- энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет
задать темп в делах);
- приветливый (когда входит в класс, как будто в окно
заглянуло солнце);
- благородный (не забывает хвалить всех и каждого);
- уверенный (всегда знает, что надо делать);
- невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олим
пийское спокойствие);
- терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться);
- скромный (не выставляет напоказ своих привиле
гий);
- зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было
спутать с учеником, и не слишком старый, чтобы это
мешало ему принимать участие в затеях);
- видный (на улице о нем с гордостью говорят «это наш
классный руководитель!»)*,
В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и-учащихся воспитательные задачи.
Воробьев Г.Г, Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
4.6. Воспитательная работа классного руководителя
ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
В условиях современной школы цель и основное назначениепедагогической деятельности классного руководителя — создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личиостно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:>~ Я как носитель культуры — включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу... Я как посредник между детьми и Культурой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.
>• Я как лидер детей, стимулирующий их. самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится.
з> Я как организатор и участник коллективной творчес-
• кой деятельности детей. Это и раздача поручений, и
организация детского самоуправления, и совместная
личностно-ориентированная коллективная творческая
деятельность.
Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условийвоспитательного процесса.
ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ |
В результате анализа этих условий жизни и воспитания детей классный руководитель определяет конкретную
цель и стратегические задачисвоей деятельности на полугодие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспитания; если педагог задается определенной целью в организации внеурочной деятельности учащихся, то и его воспитанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть конкретно сформулированы, облачены в понятную учащимся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными.
Так исподволь, изо дня в день, из года в год через систему определенных средств, методов, организационных форм реализуется воспитательная программа классного руководителя. В зависимости от социальной и психолого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть и другие стратегические задачи: организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда»; организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей, развитие профессионально значимых качеств личности; создание у учащихся опыта интеллигентного свободного общения на досуге; работа по программе ассоциации юных лидеров и другие задачи.
Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
Классный руководитель, выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, — личность неординарная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные свои функции: >• создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
>• стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;
5* организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы — традиционных и творческих;
>• взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями;
>• корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания;
>• придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Творческий потенциал школьного педагога-воспитателя реализуется и в конструируемой им методике и технике воспитательного процесса:
>- определение цели и задач (стратегических и тактических), выстраивание логики воспитательного процесса;
>• изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедрение результатов в практику;
>• планирование воспитательной работы;
>• отбор содержания воспитания;
>• выбор средств, методов и приемов воспитания;
>• анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитательного процесса.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА |
Организация воспитания как самоактуализации личности и педагога (классного руководителя), и учащихся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть и на традиционные, оговоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции
4.6. Воспитательная работа классного руководителя_________ 295
классного руководителя: оформление личных дел учащихся и классного журнала, проверку дневников детей, написание характеристик, различных справок, обязательное декларативное проведение родительских собраний, возвращение в школу «блудного сына» — прогульщика и т.п. Все эти функции можно выполнять и формально, под гнетом «обязаловки». А можно иначе: одухотворить, сделать их сопричастными душе ребенка и своей собственной. И тогда они не станут казаться учителю неприятной необходимостью. Как и прежде, классному руководителю стоит позаботиться:
>• о ведении дневника — по нему виден прогресс в развитии ребенка;
5* о написании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его дальнейшего роста;
>• о ведении классного журнала как средства упорядоченного ведения дел класса;
>- о проведении родительских собраний как средства обретения необходимого взаимодействия с самыми близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ребенка людьми, для поиска выхода из возникших ситуаций и т.д.
Еще одна забота классного руководителя — это классный уголокв кабинете (классной комнате), закрепленном за классом: уборка, содержание в чистоте и порядке, помощь в создании и хранении методического комплекта, озеленение и украшение, оборудование для всяких классных дел и т.д. Классный уголок выполняет функцию информации и организациипедагога и детей. Главное, чтобы он действовал,а не просто украшал стену, красочно оформленный единожды. Для того, чтобы способствовать организации воспитательного процесса, в нем может быть: >* список класса с распределением поручений (как схема самоуправления, где есть место каждому); >• «деловые бригады» (своеобразные 4—5 групп по интересам, в которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и т.д.)* >• календарный план-сетка на четверть; >* объявление о ближайших делах (время, место, порядок и содержание подготовки, даты репетиций, ответ-
296______ Глава IV. Содержание воспитания в современной^ коле
ственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и т.д.); >- успехи, награды, поощрения...;
>• поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей;
-> график традиционных дел (например, субботние экскурсии по Москве для желающих — когда конкретно, какие экскурсии);
5* оперативная учебная информация; >• график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти.
Может быть и другая информация (например, на тему «Досуг в Москве» - - наиболее интересные спектакли, выставки, лекции и т.д.; рекомендуемые к прочтению книги; интересные для размышления и дискуссий вырезки из газет и журналов, статьи по поводу знаменательных дат календаря и др.).
Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученному делу.
И последнее — это «копилка классного руководителя» (в классном кабинете или дома): папка или конверты с содержательным материалом по различным аспектам и темам воспитательной работы, к различным мероприятиям, с разработками и сценариями различных форм работы; ежегодные тетради классного руководителя; конверты или папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и другие «документы» его жизнедеятельности, как правило, они вручаются в качестве подарка на Празднике последнего звонка или выпускном вечере); картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы с описанием их; необходимая психолого-педагогическая, методическая, детская (или юношеская) и другая литература, которая поможет обогатить воспитательный процесс.
4.6. Воспитательная работа классного руководителя |
2.
Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.
3. Классный руководитель как лидер детского (подростково
го) объединения — класса.
4. Позиция классного руководителя в «трудном» классе.
5. Классный руководитель и малый педагогический коллек
тив как коллектив единомышленников.
Рекомендуемаялитература
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. М., 1992.
Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.
Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. Гут-кина. М., 2000,
Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.
Психологические аспекты деятельности классного руководителя /Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996.
Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.
Селиванова Н.Л, Школьный класс. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1988.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
Сергеева В,П. Классный руководитель: планирование и организация^ работы от А до Я. М., 2001. Ч. 1.
Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001.
Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. Методическое пособие. М., 1998.
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 3999.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Классный руководитель как организатор учебно-воспитательного процесса в школе.
ГЛАВА V Основы методикивоспитания
Господи! Дай мне силы изменить то,
что я могу изменить.
Господи! Дай мне мужества вынести то,
что я не в силах изменить.
Господи! Дай мне мудрости
не перепутать первое со вторым.
Молитва Дюрера (в переводе Батюшкова)
5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
Моя душа пошла в раздрай,
Не все поступки нравятся.
Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,
С собою надо справиться.
(В. П. Шабалин-о своем внуке-подростке)
Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей.
Э. Фромм
ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
Необходимость специальной воспитательной работы диктуется современными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной только лишь к потребительской функции, часто подверженной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением.
По мнению Д. Локка, «...девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, -добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».
Одним из вариантов воспитания (в узком смысле слова) является внеклассная воспитательная работав школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспи-
5.1. Педагогическая поддержка
тание в узком смысле слова»). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую проходят практически все дети: место ее функционирования -школа, государственное учреждение; следовательно, общество, государство так или иначе регламентирует цель, задачи, содержание, методику этого воспитательного учреждения и деятельность школьных педагогов, имеющих определенные правовые, административные обязанности.
Когда мы говорим «внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность»,мы имеем в виду деятельность школьника как ее субъекта (ибо он — живой человек, и его существование происходит в определенных сферах деятельности, самостоятельно им выбранных или приобретенных в других сферах воспитания); когда же мы употребляем термин «воспитательная работа», то имеем в виду целенаправленную деятельность субъекта воспитания, т.е. любого школьного педагога: учителя — если речь идет о внеклассной работе по предмету; классного руководителя — воспитателя определенного класса; куратора — педагога, курирующего несколько классов; воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования; даже школьного врача, призванного осуществлять элементарное медицинское и гигиеническое просвещение (и воспитание) школьников...
Необходимо учитывать важную для современной гуманистической парадигмы воспитания новую позицию воспитателя в педагогическом процессе: в основу отношений воспитателя и воспитанников должно быть положено «общение-диалог, общение-обсуждение, общение — совместное прояснение смыслов»*. Эта позиция не из легких. Тем более, когда у многих педагогов современной школы это переход от субъектно-объектных, монологических и функциональных отношений в процессе воспитания.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ |
Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте -- потребность в дружеской поддержке, включенности в некоторое сообщество.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102.
300_ Глава V. Основы методики воспитания
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника,
Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка).
Трудно ли быть ребенком? А подростком? Кто из взрослых -- педагогов, родителей, бабушек и дедушек, да и просто окружающих ребенка взрослых — задает себе этот вопрос. Некоторые удивятся: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства» (Л.Н. Толстой). Но есть еще и такое: «трудное взросление», «тяжелая работа роста»,
«трудный возраст»...
Мы спросили детей о том, какие трудности они испытывают в жизни. И получили ответы у маленьких: «спать днем в детском саду», «ходить в детский сад», «съедать все за столом», «не бояться темноты», «научиться читать», «убирать игрушки», «победить Витьку-драчуна», «болеть и лечиться», «залезть на крышу сарая, куда залезают мои друзья», «не плакать, когда мне больно или я чего-нибудь боюсь», «решать задачки по математике», «читать громко и выразительно», «писать чисто и красиво»... А у старшеклассников — еще сложнее их проблемы: «учиться хорошо по всем предметам», «отношения с родителями», «преодолеть свою застенчивость», «ссоры и развод родителей», «рано вставать», «хроническая усталость и недосып», -«отсутствие друзей», «не с кем поделиться самым сокровенным», «достать денег на карманные расходы», «поступить в институт без блата и больших денег (у меня ни того ни другого нет)», «отношения с товарищами по классу», «безответная любовь», «отношения с учителями», «несправедливости в школе», «одиночество» и еще многое-многое другое.
Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятежное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитивно ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной работе роста и взросления. Они маленькие ростом и слабые: не могут дотянуться, долезть, увидеть... Мы помогаем.
5.1. Педагогическая поддержка
Они многого не знают — и ошибаются, удивляются, стараются понять, изводят всех своими «почему?». Мы объясняем, рассказываем, читаем им.., раздвигая горизонты познания. Они многого не умеют: держать ложку, убирать постель, кататься на лыжах, конструировать, рисовать, читать, найти друзей, строить отношения с людьми... Мы по мере возможностей стараемся научить. Они беззащитны; перед болезнью, детскими страхами, обижающими старшими, произволом некоторых учителей, опасностями улицы... Мы стараемся защитить. Они нуждаются в любви и ласке — мы их любим. И чем в большей степени мы удовлетворяем потребности растущего ребенка (подростка) в его «надобностях», чем более умело и тактично помогаем в решении его проблем, тем благотворнее он развивается — растет, хорошеет, умнеет, все понимает, становится нравственнее, красивее...
Если этого нет, то возникают многочисленные детские (а скорее, «недетские») проблемы: детская тревожность и страхи, отставание в развитии, детские болезни, дезадаптированность в окружающей среде (дома, в школе, на улице), вредные привычки, уход из дома — сначала ненадолго и недалеко, а потом безнадзорность и бродяжничество, уход из школы и беспризорность, девиан-тное поведение и даже детский суицид... Кто-то сможет возразить: зачем запугивать, сгущать? Но хочется в ответ сказать, что всегда большое (и хорошее, и плохое) начинается с малого.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили...
Поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Из размышлений учит еля-воспитат еля
Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгадке успешности-неуспешности наших воспитательных усилий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на личность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.
302____________________ Глава V. Основы методики воспитания
педагогическая«Толковом словаре» С.И.Ожегова чм-
поддержка-. таем: «Поддержка — помощь, содей-
понятие ствие». Происходит от глагола «под-
держать», имеющего несколько значений: «1} придержав, не дать упасть; 2) оказать помощь, содействие; 3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; 4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь».
Если перенести эти значения в сферу воспитательную, то получается, что педагогическая поддержка -.-. это не бытующее, увы, в некоторых воспитательных практиках пресловутое «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие (даже позитивное)», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания»... Это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взрослого и ребенка (подростка) в решении его проблем.
Педагогическая поддержка -- это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка (подростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблю-дение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрог-ноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация...
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование послушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию, разные ухищрения в попытках некорректными средствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).
Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому
5.1. Педагогическая поддержка___________________________ 303
барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить.
Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.
Это, по утверждению О.С. Газмана — предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Обратим внимание на четыре группы насущных проблем ребенка (подростка): не они ли так красочно представлены в нашем далеко не полном перечне «боязней» и трудностей растущего человека? Именно они.
условия "~| Очень важный вопрос в методике пе- , успешности дагогической поддержки о том, как педагогической создать в школе и дома необходимые поддержки | уС!Ювия ее реализации. В журнале «Классный руководитель» (1999, № 6} приведена известная мудрость, имеющая прямое отношение к .нашим размышлениям: