Воспитательная работа классного руководителя 1 страница

Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния... Руководство мож­но рассматривать также как готов­ность взять на себя ответственность... Истинное руководство вдохновля­ет других познавать себя, разви­ваться и становиться сами собой.

М. Монро*

КЛАССНЫЙ РУКО­ВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТА­НИЯ

Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель дирек­тора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного про­цесса. В масштабе класса -- это классный руководитель (воспитатель).В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспи­тателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные орга­низационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.

Классный руководитель — «формальный и фактичес­кий лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, инфор­матор, сотрудник»**.

Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. * Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.

10. Заказ № 1233.


Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государствен­ных...) по-разному определяются статус и назначениекласс­ного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный вос­питатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель не­скольких разновозрастных классов (в сельских малокомплек­тных школах), классная дама (в женских гимназиях), класс­ный учитель (в школах вольдорфского типа)... Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потен­циал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организа­тором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореали­зации каждого из своих воспитанников.

Однажды мы спросили школьников разных классов, с 1-го по 11-й, нужен ли им классный руководитель и за­чем. На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», а на вторую палитра ответов была столь разнооб­разна, что перечислить здесь, все их просто невозможно. Назовем лишь некоторые: «Общение с ним помогает уз­нать много нового, интересного», «Без Н.Н. я бы, конеч­но, ни за что не ходил так много по музеям, театрам, выставкам», «Мы много путешествуем вместе, и это здо­рово», «Наш Л.Ю. -- необыкновенный человек: он все умеет делать и нас этому учит постоянно», «всегда нам помогает и за нас заступается», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «хороший пример в жизни», «для ду­шевного общения». Как видно из небольшого перечня, дети называют самые разнообразные сферы жизни и де­тальности классного руководителя, столь важные для них.

КАКОЙ ОН, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют уча­щиеся к классному руководителю. По их мнению, он:


4.6. Воспитательная работа классного руководителя

- надежный (на него можно положиться, не предаст);

- искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит);

- честный (что обещал, выполняет);

- смелый (если прав, может спасти класс на педсовете,
защитить перед директором);

- понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь);

- вдумчивый (вникает в суть проблем);

- практичный (не витает в облаках, разбирается в нуж­
дах класса, добивается их удовлетворения);

- аккуратный (по нему можно проверять часы);

- способный к совместной работе;

- твердый (способен довести дело до конца);

- энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет
задать темп в делах);

- приветливый (когда входит в класс, как будто в окно
заглянуло солнце);

- благородный (не забывает хвалить всех и каждого);

- уверенный (всегда знает, что надо делать);

- невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олим­
пийское спокойствие);

- терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться);

- скромный (не выставляет напоказ своих привиле­
гий);

- зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было
спутать с учеником, и не слишком старый, чтобы это
мешало ему принимать участие в затеях);

- видный (на улице о нем с гордостью говорят «это наш
классный руководитель!»)*,

В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного ру­ководителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отби­рает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим изби­раемые и творчески инструментованные организацион­ные формы. Но это все возможно лишь при одном ус­ловии: если он хорошо представляет себе цель органи­зуемой деятельности учащихся, умеет правильно поста­вить и сформулировать для себя и-учащихся воспита­тельные задачи.

Воробьев Г.Г, Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

4.6. Воспитательная работа классного руководителя




ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕ­НИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В условиях современной школы цель и основное назначениепедагогической деятельности классного руководите­ля — создание условий для разносто­роннего развития самоактуализирующейся личности школь­ника в условиях личиостно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:>~ Я как носитель культуры — включаю детей в разнооб­разные виды деятельности (интеллектуально-познаватель­ной, ценностно-ориентировочной, трудовой, обществен­ной, художественной, физкультурной, игровой, деятель­ность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музы­ке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу... Я как посредник между детьми и Куль­турой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

>• Я как лидер детей, стимулирующий их. самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуа­лизирующейся личности. Значит, я вооружаю их зна­ниями и умениями из области методики самовоспита­ния. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится.

з> Я как организатор и участник коллективной творчес-

• кой деятельности детей. Это и раздача поручений, и

организация детского самоуправления, и совместная

личностно-ориентированная коллективная творческая

деятельность.

Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешколь­ных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условийвоспитательного процесса.

ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИ­ЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

В результате анализа этих условий жиз­ни и воспитания детей классный ру­ководитель определяет конкретную

цель и стратегические задачисвоей деятельности на полу­годие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспи­тания; если педагог задается определенной целью в орга­низации внеурочной деятельности учащихся, то и его вос­питанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть кон­кретно сформулированы, облачены в понятную учащим­ся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными.

Так исподволь, изо дня в день, из года в год через систему определенных средств, методов, организацион­ных форм реализуется воспитательная программа класс­ного руководителя. В зависимости от социальной и пси­холого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть и другие стратегические за­дачи: организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда»; орга­низация начальной профориентации и изучение профес­сиональных интересов и склонностей, развитие профес­сионально значимых качеств личности; создание у уча­щихся опыта интеллигентного свободного общения на досуге; работа по программе ассоциации юных лидеров и другие задачи.

Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко опреде­лить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.

ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель, выступая в ка­честве основного субъекта воспитатель­ного процесса, — личность неординар­ная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные свои функции: >• создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим


Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

коллективом и внешкольными общественными учреж­дениями и организациями, работа с родителями уча­щихся, создание предметной среды);

>• стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;

5* организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных органи­зационных формах воспитательной работы — традици­онных и творческих;

>• взаимодействие с многопрофильными детскими объ­единениями и самодеятельными детскими организаци­ями;

>• корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализа­ция процесса воспитания;

>• придание психолого-педагогического смысла «чинов­ничьим функциям» школьного педагога.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческий потенциал школьного пе­дагога-воспитателя реализуется и в конструируемой им методике и тех­нике воспитательного процесса:

>- определение цели и задач (стратегических и тактичес­ких), выстраивание логики воспитательного процесса;

>• изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедре­ние результатов в практику;

>• планирование воспитательной работы;

>• отбор содержания воспитания;

>• выбор средств, методов и приемов воспитания;

>• анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитатель­ного процесса.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

Организация воспитания как самоак­туализации личности и педагога (классного руководителя), и учащих­ся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть и на традиционные, оговоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции

4.6. Воспитательная работа классного руководителя_________ 295

классного руководителя: оформление личных дел учащих­ся и классного журнала, проверку дневников детей, на­писание характеристик, различных справок, обязатель­ное декларативное проведение родительских собраний, возвращение в школу «блудного сына» — прогульщика и т.п. Все эти функции можно выполнять и формально, под гнетом «обязаловки». А можно иначе: одухотворить, сде­лать их сопричастными душе ребенка и своей собствен­ной. И тогда они не станут казаться учителю неприятной необходимостью. Как и прежде, классному руководителю стоит позаботиться:

>• о ведении дневника — по нему виден прогресс в раз­витии ребенка;

5* о написании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его даль­нейшего роста;

>• о ведении классного журнала как средства упорядочен­ного ведения дел класса;

>- о проведении родительских собраний как средства об­ретения необходимого взаимодействия с самыми близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ре­бенка людьми, для поиска выхода из возникших ситу­аций и т.д.

Еще одна забота классного руководителя — это класс­ный уголокв кабинете (классной комнате), закреплен­ном за классом: уборка, содержание в чистоте и поряд­ке, помощь в создании и хранении методического комп­лекта, озеленение и украшение, оборудование для всяких классных дел и т.д. Классный уголок выполняет функцию информации и организациипедагога и детей. Главное, что­бы он действовал,а не просто украшал стену, красочно оформленный единожды. Для того, чтобы способствовать организации воспитательного процесса, в нем может быть: >* список класса с распределением поручений (как схе­ма самоуправления, где есть место каждому); >• «деловые бригады» (своеобразные 4—5 групп по инте­ресам, в которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и т.д.)* >• календарный план-сетка на четверть; >* объявление о ближайших делах (время, место, поря­док и содержание подготовки, даты репетиций, ответ-

296______ Глава IV. Содержание воспитания в современной^ коле

ственные за определенные участки работы, материа­лы для обдумывания и т.д.); >- успехи, награды, поощрения...;

>• поздравления с праздниками, с днями рождения уча­щихся и учителей;

-> график традиционных дел (например, субботние экс­курсии по Москве для желающих — когда конкретно, какие экскурсии);

5* оперативная учебная информация; >• график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках шко­лы в конце четверти.

Может быть и другая информация (например, на тему «Досуг в Москве» - - наиболее интересные спектакли, выставки, лекции и т.д.; рекомендуемые к прочтению книги; интересные для размышления и дискуссий вырезки из газет и журналов, статьи по поводу знаменательных дат календаря и др.).

Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученно­му делу.

И последнее — это «копилка классного руководителя» (в классном кабинете или дома): папка или конверты с со­держательным материалом по различным аспектам и темам воспитательной работы, к различным мероприятиям, с раз­работками и сценариями различных форм работы; ежегод­ные тетради классного руководителя; конверты или папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тес­ты, характеристики, сочинения, письма и другие «докумен­ты» его жизнедеятельности, как правило, они вручаются в качестве подарка на Празднике последнего звонка или вы­пускном вечере); картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы с описа­нием их; необходимая психолого-педагогическая, методи­ческая, детская (или юношеская) и другая литература, ко­торая поможет обогатить воспитательный процесс.


4.6. Воспитательная работа классного руководителя

2.

Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.

3. Классный руководитель как лидер детского (подростково­
го) объединения — класса.

4. Позиция классного руководителя в «трудном» классе.

5. Классный руководитель и малый педагогический коллек­
тив как коллектив единомышленников.

Рекомендуемаялитература

Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методичес­кие рекомендации. М., 1992.

Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.

Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. Гут-кина. М., 2000,

Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.

Психологические аспекты деятельности классного руково­дителя /Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996.

Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.

Селиванова Н.Л, Школьный класс. Серия «Педагогика и пси­хология». М.: Знание, 1988.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.

Сергеева В,П. Классный руководитель: планирование и орга­низация^ работы от А до Я. М., 2001. Ч. 1.

Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001.

Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. Мето­дическое пособие. М., 1998.

Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, тех­нология. М., 3999.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Классный руководитель как организатор учебно-воспита­тельного процесса в школе.

ГЛАВА V Основы методикивоспитания

Господи! Дай мне силы изменить то,

что я могу изменить.

Господи! Дай мне мужества вынести то,

что я не в силах изменить.

Господи! Дай мне мудрости

не перепутать первое со вторым.

Молитва Дюрера (в переводе Батюшкова)

5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога

Моя душа пошла в раздрай,

Не все поступки нравятся.

Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,

С собою надо справиться.

(В. П. Шабалин-о своем внуке-подростке)

Воспитание — это помощь ребенку в раз­витии его потенциальных возможностей.

Э. Фромм

ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Необходимость специальной воспита­тельной работы диктуется современ­ными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной толь­ко лишь к потребительской функции, часто подвержен­ной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением.

По мнению Д. Локка, «...девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, -добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благо­даря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».

Одним из вариантов воспитания (в узком смысле сло­ва) является внеклассная воспитательная работав школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспи-


5.1. Педагогическая поддержка

тание в узком смысле слова»). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую прохо­дят практически все дети: место ее функционирования -школа, государственное учреждение; следовательно, обще­ство, государство так или иначе регламентирует цель, за­дачи, содержание, методику этого воспитательного учреж­дения и деятельность школьных педагогов, имеющих опре­деленные правовые, административные обязанности.

Когда мы говорим «внеурочная (внеклассная, внешколь­ная) деятельность»,мы имеем в виду деятельность школь­ника как ее субъекта (ибо он — живой человек, и его суще­ствование происходит в определенных сферах деятельности, самостоятельно им выбранных или приобретенных в дру­гих сферах воспитания); когда же мы употребляем термин «воспитательная работа», то имеем в виду целенаправлен­ную деятельность субъекта воспитания, т.е. любого школь­ного педагога: учителя — если речь идет о внеклассной ра­боте по предмету; классного руководителя — воспитателя определенного класса; куратора — педагога, курирующего несколько классов; воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополни­тельного образования; даже школьного врача, призванного осуществлять элементарное медицинское и гигиеническое просвещение (и воспитание) школьников...

Необходимо учитывать важную для современной гума­нистической парадигмы воспитания новую позицию вос­питателя в педагогическом процессе: в основу отноше­ний воспитателя и воспитанников должно быть положено «общение-диалог, общение-обсуждение, общение — со­вместное прояснение смыслов»*. Эта позиция не из лег­ких. Тем более, когда у многих педагогов современной школы это переход от субъектно-объектных, монологичес­ких и функциональных отношений в процессе воспитания.

ПСИХОЛОГО-ПЕДА­ГОГИЧЕСКАЯПОД­ДЕРЖКА КАК ОСНО­ВА ВОСПИТАНИЯ

Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте -- потребность в дружеской поддержке, включеннос­ти в некоторое сообщество.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102.

300_ Глава V. Основы методики воспитания

Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспита­тельной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника,

Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непо­средственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных про­блем ребенка (подростка).

Трудно ли быть ребенком? А подростком? Кто из взрос­лых -- педагогов, родителей, бабушек и дедушек, да и просто окружающих ребенка взрослых — задает себе этот вопрос. Некоторые удивятся: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства» (Л.Н. Толстой). Но есть еще и такое: «трудное взросление», «тяжелая работа роста»,

«трудный возраст»...

Мы спросили детей о том, какие трудности они ис­пытывают в жизни. И получили ответы у маленьких: «спать днем в детском саду», «ходить в детский сад», «съедать все за столом», «не бояться темноты», «научиться читать», «убирать игрушки», «победить Витьку-драчуна», «болеть и лечиться», «залезть на крышу сарая, куда залезают мои друзья», «не плакать, когда мне больно или я чего-ни­будь боюсь», «решать задачки по математике», «читать громко и выразительно», «писать чисто и красиво»... А у старшеклассников — еще сложнее их проблемы: «учить­ся хорошо по всем предметам», «отношения с родителя­ми», «преодолеть свою застенчивость», «ссоры и развод родителей», «рано вставать», «хроническая усталость и недосып», -«отсутствие друзей», «не с кем поделиться са­мым сокровенным», «достать денег на карманные расхо­ды», «поступить в институт без блата и больших денег (у меня ни того ни другого нет)», «отношения с товарища­ми по классу», «безответная любовь», «отношения с учи­телями», «несправедливости в школе», «одиночество» и еще многое-многое другое.

Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятеж­ное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитив­но ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной ра­боте роста и взросления. Они маленькие ростом и сла­бые: не могут дотянуться, долезть, увидеть... Мы помогаем.


5.1. Педагогическая поддержка

Они многого не знают — и ошибаются, удивляются, ста­раются понять, изводят всех своими «почему?». Мы объяс­няем, рассказываем, читаем им.., раздвигая горизонты познания. Они многого не умеют: держать ложку, уби­рать постель, кататься на лыжах, конструировать, рисо­вать, читать, найти друзей, строить отношения с людь­ми... Мы по мере возможностей стараемся научить. Они беззащитны; перед болезнью, детскими страхами, оби­жающими старшими, произволом некоторых учителей, опасностями улицы... Мы стараемся защитить. Они нуж­даются в любви и ласке — мы их любим. И чем в боль­шей степени мы удовлетворяем потребности растущего ребенка (подростка) в его «надобностях», чем более умело и тактично помогаем в решении его проблем, тем благо­творнее он развивается — растет, хорошеет, умнеет, все понимает, становится нравственнее, красивее...

Если этого нет, то возникают многочисленные детс­кие (а скорее, «недетские») проблемы: детская тревож­ность и страхи, отставание в развитии, детские болезни, дезадаптированность в окружающей среде (дома, в шко­ле, на улице), вредные привычки, уход из дома — сна­чала ненадолго и недалеко, а потом безнадзорность и бро­дяжничество, уход из школы и беспризорность, девиан-тное поведение и даже детский суицид... Кто-то сможет возразить: зачем запугивать, сгущать? Но хочется в ответ сказать, что всегда большое (и хорошее, и плохое) на­чинается с малого.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили...

Поздно учли...

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Из размышлений учит еля-воспитат еля

Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгад­ке успешности-неуспешности наших воспитательных уси­лий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на лич­ность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.

302____________________ Глава V. Основы методики воспитания

педагогическая«Толковом словаре» С.И.Ожегова чм-
поддержка-. таем: «Поддержка — помощь, содей-
понятие ствие». Происходит от глагола «под-

держать», имеющего несколько зна­чений: «1} придержав, не дать упасть; 2) оказать помощь, содействие; 3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; 4) не дать пре­кратиться, нарушиться чему-нибудь».

Если перенести эти значения в сферу воспитательную, то получается, что педагогическая поддержка -.-. это не бытующее, увы, в некоторых воспитательных практиках пресловутое «формирование личности», «управление вос­питанием», «педагогическое воздействие (даже позитив­ное)», «воспитание послушания и покорности», «коррек­тировка развития и воспитания»... Это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взросло­го и ребенка (подростка) в решении его проблем.

Педагогическая поддержка -- это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обра­щении к внутренним силам и способностям ребенка (под­ростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблю-дение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрог-ноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация...

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на нази­дания, наказание, понуждение, прямое принуждение, не­терпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публич­ные проработки, выдвижение ограничивающих односторон­них условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование по­слушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыс­лию, разные ухищрения в попытках некорректными сред­ствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).

Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому

5.1. Педагогическая поддержка___________________________ 303

барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают не­гативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему ок­ружающему, вплоть до ненависти и желания навредить.

Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащи­щенному и ранимому, в критических ситуациях. Это фи­зическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противосто­яния злу.

Это, по утверждению О.С. Газмана — предупреждаю­щая и оперативная помощь в развитии и содействии са­моразвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продви­жением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопре­делением. Обратим внимание на четыре группы насущных проблем ребенка (подростка): не они ли так красочно представлены в нашем далеко не полном перечне «бояз­ней» и трудностей растущего человека? Именно они.

условия "~| Очень важный вопрос в методике пе- , успешности дагогической поддержки о том, как педагогической создать в школе и дома необходимые поддержки | уС!Ювия ее реализации. В журнале «Клас­сный руководитель» (1999, № 6} при­ведена известная мудрость, имеющая прямое отношение к .нашим размышлениям:

Наши рекомендации