Привести примеры из произведений известных педагогов, где давалась характеристика принципов воспитания

При рассмотрении первого вопроса семинара следует обратить внимание на то, что некоторые исследователи теории воспитания склонны выделять законы воспитаниякак устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга. Так В.М. Коротов, изучая педагогический опыт А.С. Макаренко и теоретическое наследие И.Ф. Козлова, называет три основных закона: параллельного педагогического действия, единства воспитания и жизни детей, исторической обусловленности воспитания.

Большинство же исследователей говорят о закономерностях воспитания. На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и др. Поэтому выделение педагогических закономерностей затруднено.

Воспитательный процесс, как часть более общего педагогического процесса, подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования.

Педагогические закономерности выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить особое внимание на требования, которым должны отвечать принципы воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

2. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

1. В чем смысл закона (закономерности) воспитания?

2. Как закономерности и принципы воспитания определяют характер и логику его, отбор содержания воспитания?

3. Как продуктивность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений?

4. Как продуктивность воспитания зависит от интенсивности процессов воспитания и самовоспитания?

5. Как продуктивность воспитания зависит от соответствия и организации действий по ее достижению?

6. Как продуктивность воспитания зависит от эффективности сопутствующих ему процессов – обучения и развития?

7. Как продуктивность воспитания зависит от объема и качества воспитательного воздействия?

8. Какова система общих принципов воспитания?

9. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?

10.В чем сущность принципа опоры на положительное?

11.В чем сущность личностного подхода в воспитании?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Установить связь закономерностей и принципов воспитания, Привести примеры из педагогической практики.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

2. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учебное пособие / И. А. Кибальченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 381с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-14790-0

3. Неволина И.Я. Педагогика: теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И. Я. Неволина, Р. А. Лахин; СГПИ. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2009. - 95с.

4. Педагогика (учебные курсы: "Теория и методика воспитания" Социальная педагогика): УМК для спец. "Биология"; курс 3(2), семестр 5(3); [Рукопись] / Юрьева Г.П., сост. - Славянск-на-Кубани, 2007. - б/ц.

5. Педагогика. Разделы: Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: УМК для спец. "Физическая культура"; 3 курс, 5 семестр; ОДО; [Рукопись] / Неволина И.Я., сост. - Славянск-на-Кубани, 2009.

6. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

7. Педагогика: электронный учебник: CD / Крившенко Л.П., ред. - М.: КНОРУС, 2009. - ISBN 978-5-390-00249-0 : 232-50.

8. Юрьева Г.П.Учебно-методическое пособие по курсу "Педагогика" (разделы "Теория воспитания", «Социальная педагогика») / Г. П. Юрьева. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. -91 с.

Семинарское занятие № 5

Тема занятия: Методы и приемы взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе

Основные понятия: методы и технологии воспитания; формы воспитания, методы и приемы воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности.

2. Классификации методов воспитания: история и современность.

3. Специфика методов воспитания, особенности их использования в практике работы учителя.

4. Конструирование методов обучения и воспитания.

При рассмотрении первых двух вопросов необходимо дать определение педагогической категории «метод воспитания». Следует понимать, что, отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Раскрывая классификации методов воспитания, обратите внимание на их разнообразие, обусловленное различием основных признаков (оснований) классификаций.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

- по выбору студентов:

Подготовить сообщение о различных подходах к трактовке понятий «метод воспитания», «формы воспитания».

Индивидуальное задание

Наши рекомендации