Этапы педагогического научного исследования
1 этап – ориентировочный: объективный анализ и оценка образовательной ситуации, изучение социального заказа, запросов, оценка успехов и проблем, стоящих перед образовательными учреждениями.
Формулируется тема исследования. Только четкое обозначение темы каждого отдельного исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении (например, тема «Развитие познавательных интересов подростков на уроках биологии»).
2 этап диагностический. Изучается уровень развития педагогического процесса или педагогическое явление, педагогический опыт. Проводится пилотажное исследование. Происходит обоснование актуальности исследования. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных социально- экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного района, города, края и т.п. в частности; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать.
На этой основе формулируется противоречие. Противоречие это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимно обусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Как известно, противоречие (научное) — это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.
Приведем примеры противоречий для педагогических исследований:
противоречие между психологическим «отходом» школьников подростков от школы и необходимостью их качественной подготовки по предмету; между знанием учителями педагогической закономерности о том, что интерес влияет на результат обучения и недостаточным владением инструментарием для реализации данной закономерности; между необходимостью решать задачи развития познавательного интереса и отсутствием педагогической позиции у учителя, ориентированной на решение данной задачи; между особенностью содержания биологии как учебного предмета и недостаточным использованием этих особенностей для развития познавательного интереса подростков.
Следующий логический шаг исследования — формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки — оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии и не быть реализованы по разным причинам.
Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке как синоним слова «задача», «препятствие» и т.п. В научном же смысле, проблема — это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: Какой должна быть система методов и средств обучения, которая позволит развивать познавательный интерес подростков? Как использовать потенциал биологии для развития познавательного интереса? Как формировать профессиональную позицию педагогов, ориентированную на развитие личности школьника?