Тема 14. Закономерности и принципы воспитания
Пониятие о закономерностях воспитания.
Харарктеристика принципов воспитания.
Практическая воспитательная деятельность будет успешной при условии учета закономерностей воспитания. Закономерности представляют собой сущесчтвенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания.
Основные закономерности воспитания:
- осуществление воспитания в процессе деятельности;
- зависимость воспитания от взаимоотношений в обществе;
- единство воспитания и жизни;
- учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитуемых.
Принципы воспитания:
- обязательность;
- комплексность;
- равнозначность.
Основные требования принципов гуманистического воспитания.
Литература:
1. Пидкасистый П.И. Педагогика. -М., 2011.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1985.
Тема 15. Академическая группа - центр воспитательной работы со студентами. Студент как субъект воспитания
Основные направления воспитательной работы
Методы воспитания
В условиях глобальных социально-экономических реформ профессиональные образовательные учреждения призваны рассматривать проблему воспитания молодого поколения как один из приоритетов государственной политики.
Важным направлением воспитательной работы учебных заведений всех типов является трудовое воспитание. Основными принципами трудового воспитания являются политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда.
Нравственное воспитание имеет своей задачей формирование чувства долга, ответственности по отношению к самому себе, в отношении других людей, общества, Родины. Эти качества возникают у людей только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека прежде всего по отношению к самому себе. Роль воспитателя в формировании нравственности часто сравнивают с «повивальным искусством», на что указывал еще Сократ.
Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.
Опираясь на эти изначальные свойства бытия и свою собственную природу, люди признают прекрасным в жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным считается все бесформенное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в терминах космос и хаос, порядок и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.
Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы:
• методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
• другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности.
Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире.
Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.
Основными задачами в этой сфере воспитания являются:
• формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни;
• воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
• обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.
Экологическое воспитание - направлено на овладение обучаемыми такими способами воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека, всего живого на Земле.
Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания.
Наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:
• методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения,дискуссии и т.п.;
• методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
• методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или
наказание.
Литература:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы –М., 1980.
2. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. –Челябинск., 1990.
3. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя –Алма-Ата: Мектеп, 1984.
План самостоятельной работы магистранта (СРМ)
№ | Темы заданий | Содержание задания | Цели и задачи заданий | Рекомендуемая литература | Форма сдачи | Сроки (неделя) | Макс оценка |
Основные направления и тенденции развития высшего образования в современном мире | Доклад: «Об основных направлениях и тенденциях развития высшего образования на современном этапе» | Раскрыть основные проблемы высшего образования | 1,2 | Устное изложение своей точки зрения. Доклад. Глоссарий. | Глоссарий -1 Устное выст-5 | ||
1-3 | |||||||
1,2 | |||||||
Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса | Анализ научной статьи по проблемам развития информационной системы и др. | Раскрыть содержание и цели обучения | 2-5 | Провести анализ научной статьи. Глоссарий. | План -1 | ||
1-5 | |||||||
Сущность и структура педагогической деятельности | Конспект 1. Дайте характеристику основных государственных документов, определяющих содержания образования в Республике Казахстан. 2. Построение схемы категориального аппарата педагогической науки. | Раскрыть структуру педагогической деятельнос ти | 1-6 | Устный опрос Устные ответы на основные вопросы по теме Глоссарий. | Устный ответ -3 | ||
7-11 | |||||||
Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности | Реферат: 1. «Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования» 2. «Основные критерии к компетентности преподавателя» Эссе: «Новое педагогическое мышление преподавателя высшей школы» | Дать понятие о педагогичес ких способнос тях | 3-5 | Составление схемы. Реферат Глоссарий.. | Составление схемы 4 | ||
Педагогическая деятельность как наука и искусство | Доклад: «Педагогическая деятельность как наука и искусство» | Роль теории в различных сферах человечес кой практики | Анкетирование. Доклад. Глоссарий.. | Устный ответ -5 | |||
Сущность процесса профессионального обучения | Реферат: 1. «Сущность и компоненты профессионального обучения» 2. «Дидактика - важнейшая отрасль научного знания» | Дать характеристику учебного процесса | Составление схемы. Реферат. Глоссарий.. | Устный ответ -5 | |||
Методологические основы процесса обучения в высшей школе | Реферат: «Методология -система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности» | Определить место методологии в общей системе методологического знания | 13,17 | Тезисы. Реферат. Глоссарий. | Письменное изложение-5 | ||
Активные методы и формы обучения | Реферат: 1. Теория и практика игрового обучения 3. Словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные проблемно-поисковые методы обучения в практической работе преподавателя. 4. 2. Эссе «Роль деловой игры в целостном педагогическом процессе» | Подготовьте фрагменты лекции с использованием проблемных ситуаций. | 7, 11 8,11 | Составить таблицу. Реферат. Глоссарий. | Устный ответ -5 | ||
Новые образовательные технологии в высшей школе | Реферат: 1. «Современная технология обучения - целостная дидактическая система» | Тенденции развития современных образовательных технологий | 5-7 6-8 | Тезисы. Реферат. Глоссарий. | Письменное изложение-5 | ||
Формы организации учебного процесса | Подготовить презентацию одного лекционного (практического) занятия | Использование теоретических материалов | 2-3 | Презентация урока | Слайд-шоу | ||
Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии | Составьте примерную тематику и этических бесед для студентов 1-2 курсов. На основе изучения литературных источников подберите новые педагогические технологии для организации учебного процесса студентов. | Об организации учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии | 7-11 | Этическая беседа. Глоссарий. | Письменное изложение-5 | ||
Технология организации взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательного процесса в условиях кредитной системы обучения | Реферат: Теоретические основы сотрудничества в педагогическом процессе | Основные требования к отношениям «преподаватель-студент» | 7, 11, | Интер вью. Реферат. Глоссарий. | Письменное изложение-5 | ||
Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии | Доклад: Технология организации самостоятельной работы студентов | Виды СРС | 5,8 | Доклад. Глоссарий. | Устный ответ -5 | ||
Организация педагогического контроля в условиях кредитной технологии | Конспект: Функции педагогического контроля | Формы пед контроля | 6,7 | Конспект. Глоссарий. | Письменное изложение-5 | ||
Академическая группа – центр воспитательной работы со студентами. Студент как субъект воспитания. | 1. Эссе: Сущность малой социальной группы 2. Составить проек воспитательного мероприятия | Творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда. | 7, 11 | Эссе Проек. Глоссарий. | Устный ответ -5 |
Тематический план лекций, практических занятий, СРОП
№ | Содержание тем | Распределение часов | |||
Лекция | Практические | СРО | СРОП | ||
1. | Основные направления и тенденции развития высшего образования в современном мире | ||||
2. | Стратегия развития образовательных учреждений в условиях рыночных отношений | ||||
3. | Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса | ||||
4. | Сущность и структура педагогической деятельности | ||||
5. | Личность преподавателя высшей школы и современные требования к его компетентности | ||||
6. | Методологические основы процесса обучения в высшей школе | ||||
7. | Методологические принципы педагогического исследования | ||||
8. | Активные методы и формы обучения в подготовке будущих специалистов | ||||
9. | Новые образовательные технологии в высшей школе | ||||
10. | Основное содержание и педагогические цели использования информационных технологий в образовании | ||||
11. | Основные виды и сущность учебной информации как важнейшей составляющей педагогических технологий | ||||
12. | Технология организации взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательного процесса в условиях кредитной системы обучения | ||||
13. | Организация педагогического контроля и самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии | ||||
14. | Закономерности и принципы воспитания | ||||
15. | Академическая группа – центр воспитательной работы со студентами. Студент как субъект воспитания. | ||||
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «Педагогика»
Магистратура