Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни старших школьников средствами социально-культурной деятельности………………………………………………………………7
1.1. Понятие и сущность здоровья, и здорового образа жизни…………7
1.2. Психологопедагогические и физиологические особенности учащихся старших классов……………………………………………………………12
1.3. Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников…………………………………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………25
Глава 2. Разработка социально-культурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» ( на примере студенческого клуба АГИК)...............................................26
2.1.Анализ деятельности студенческого клуба АГИК по формированию здорового образа жизни старших школьников……………………………26
2.2. Разработка авторской социально-культурной программыформирования здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» на примере гимназии №131 г.Барнаула………………………………………31
2.3. Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел спортивно-оздоровительного мероприятия
«Здоровый я – здоровая страна»……………………………………………36
Выводы по второй главе…………………………………………………..43
Заключение.....................................................................................................43
Список литературы.......................................................................................
Приложения…………………………………………………………………
Введение
В условиях ухудшения состояния здоровья населения России, распространения среди детей, молодежи социально-опасных заболеваний, падения нравственности и общей культуры формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН (2002 г.) за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в высшие и средние учебные заведения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
В государственных и властных структурах, в средствах массовой информации почему-то уверены, что эти данные у нас есть. "Больше того, в различных сообщениях, докладах, на совещаниях и конференциях с каждым годом представляются все более шокирующие цифры (20%, 8%, 2% здоровых детей). Хочу еще раз подчеркнуть, это, скорее всего, данные локальных исследований отдельных групп детей, по которым нельзя судить о состоянии здоровья детей в России. За последние пять лет у нас есть единственный официальный документ, на который мы имеем право сослаться при анализе состояния здоровья - это "Доклад о состоянии здоровья детей в Российской федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года)". По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)". В этом докладе представлена и динамика состояния здоровья мальчиков и девочек (различий между этими группами практически нет) от года до 15-17 лет, согласно которой существенного снижения количества детей I группы здоровья за период от 7 до 17 лет не происходит. Однако резко возрастает число детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями), т.е. "хрониками" становятся дети, имевшие функциональные отклонения. Признать эти данные корректными при всем желании не могу, т.к. дети разного возраста (4-6, 7-10, 11-14 и 15-17 лет) объединены в единые группы, и это не позволяет объективно оценивать ситуацию.
Великий философ и психолог Герберт Спенсер писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин – от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин, средних и пожилых лет?»
Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно– двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему школьному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему школьному возрасту снижается.
На сегодняшний день, как у детей, так и у населения в целом, преобладает безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низок уровень восприятия проблем здоровья. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.
Одной из причин подобного состояния общества можно назвать то, что при проектировании образовательного процесса большинство руководителей общеобразовательных учебных заведений не ориентируют все виды деятельности школы на формирование здорового образа жизни учеников.
В связи с этим содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения системы знаний о здоровом образе жизни и в целом ответственного отношения к здоровью.
Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма. Однако чаще всего эти привычки складываются в результате многократного механического повторения без осознания ребенком влияния выполнения движений на функционирование организма.
Дети сами участвуют в своем становлении, поэтому воспитание и образование должно строиться на их активности. Возникает необходимость включения самого ребенка в заботу о здоровье в произвольное управление своим поведением для формирования тела, приобщения к ценностям здорового образа жизни для понимания сущности и необходимости следования указаниям взрослого, овладения показателями для самоконтроля своего самочувствия и состояния.
Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно- физической подготовки( М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах( Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко).
В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания( Б.П. и Л.А. Никитины), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности( А.Ф. Пазухин) и другие.
Так же, в исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в свое время ученые различных наук - философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В.Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.; ученые -медики: Н.А.Амосов, В.Ф.Базарный, И.И.Брехман, И.И.Буянов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков и др.; педагоги: Ш.А.Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Я.Корчак, С.В.Попов, В.А.Сухомлинский и др.
Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса.
При организации исследования за основу были взяты работы Л. C. Выготского, А. В. Запорожца, И. В. Дубровиной, О. И. Хухлаевой, С. А. Козловой, P. P. Калининой, А. Н. Леонтьева, М. М. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, А. И. Сильвестру и др.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии, а так же специалистов в сфере социально–культурной деятельности, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мотивации детей к здоровому образу жизни. Ведь одной из основных функций социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. Она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ с целью восстановления сил, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия.
Объектомявляется здоровый образ жизни старших школьников.
Предметомисследования является процесс формирования здорового образа жизни старших школьников.
ЦельюВКР разработка социально культурной программы «Мы здоровое поколение» по формированию здорового образа жизни старших школьников.
Задачи
-изучить теоретические аспекты формирования здорового образа жизни старших школьников;
- выявить психолого-педагогические и психологические особенности старшего школьного возраста;
- изучить содержание технологии формирования здорового образа жизни старших школьников;
Гипотеза исследования:
Формирование здорового образа жизни будет более успешным если:
- будут изучены теоретические, психолого-педагогические, физиологические аспекты здорового образа жизни старших школьников;
- выявлена наиболее эффективное содержание и технология формирования здорового образа жизни старших школьников;
- разработана программа по формированию здорового образа жизни старших школьников;
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности