Особенности способов познавательной деятельности с целью развития системного мышления

Образовательные стандарты нового поколения всех уровней, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием, опираются на методологию системно-деятельностного подхода.

Системный поход в педагогике предполагает рассмотрение педагогических объектов, явлений и процессов как совокупность структурированных и взаимосвязанных элементов, образующих определенным образом иерархизированную и структурированную целостность.

Деятельностный подход в педагогике предполагает в качестве ведущей цели образования формирование умения учиться как компетенции, которая обеспечит овладение новыми компетенциями. Это позволит учащимся перейти от изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса.

Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо развитие системного мышления.

Все крупные и не крупные педагогические организационные и процессуальные ошибки, низкая эффективность процесса обучения – это, как правило, результат несистемного мышления, узкого, одностороннего подхода к решению проблемы, без учета причин и следствий, а значит подхода предвзятого.

Сила системного подхода в том, что самые разные совокупности объектов окружающего мира можно изучать одинаковыми методами и, ничего не зная о конкретной системе, без эксперимента, без затрат денег и времени можно много чего о ней сказать. Системный подход описывает, в каком мире мы живем, учитывая значимые связи и отношения компонентов этого мира. Реализация системного подхода при решении возникающих проблем предполагает развитие системного мышления. Глубоко и всесторонне разработана теория и технологии развития системного мышления в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основателем ТРИЗ был Г. Альтшуллер.

Чтобы понять, что такое системное мышление, приведем несколько примеров несистемного подхода или несистемного мышления.

1. Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно, оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из Сырдарьи и Амударьи на орошение полей хлопка, не учитывая затрат воды на естественное испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.

2. Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов – пример преступного несистемного подхода. Ни одно крупное мероприятие по преобразованию природной среды не может обойтись без серьезных разнообразных экологических последствий.

Например, заселили озеро ценной рыбой, но не подумали, что на вытекающей из озера реке есть высокий водопад, который рыба преодолеть не может. Пришлось строить наклонную трубу. Ругать постфактум всегда проще, но, согласитесь, возможно, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление. Чем выше власть, тем крупнее решения и тем дороже обходятся их ошибки. Выше власть – меньше право на ошибку. Не случайно всенародно выбирают президентов и законодателей – это должны быть экстраординарные люди, у них нет права на ошибку.

Теперь о системном мышлении. Под термином система будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.

Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело – это и есть система. Карандаш, книга, кукла, кровать… – это системы. Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности

Термины «системное мышление», «системный анализ», «системный подход» для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.

Системное мышление – это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода – всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от нерасчлененного, синкретического мышления.

Считается, что системное мышление – это самая выигрышная черта диалектического мышления. Не зная любой объект как систему, нельзя его улучшить. С точки зрения системного подхода, компоненты, входящие в данную систему должны рассматриваться как сами по себе, так и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода.

Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.

Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – «Это веревка», другой, потрогав бивни, сказал: – «Это палка». «Это – шершавая колонна», – сказал третий, трогая ногу. «Нет, – это стена», сказал четвертый, трогая спину слона...

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.

Системный подход позволяет:

- видеть, как устроен мир, и делать меньше ошибок; если человек будет знать основы системного подхода, он не будет делать системных ошибок в своей жизни;

- правильно формулировать свои цели и обеспечивать их выполнение;

- оперативно изучать любые системы, не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное;

- эффективно управлять и организовывать работу различных специалистов;

- создавать новые продуктивные системы любой природы;

- увеличить качество своих решений и сократить время на процесс их принятия;

- объединять знания многих наук;

- не дать средствам массовой информации себя обмануть, когда события рассматриваются односторонне;

- научиться прогнозировать события.

Системный подход – это способ познания. Мир системен, а мышление не системно. Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней. В этом и заключается одна из прелестей науки. Мир настолько сложен, что изучить его «во всех подробностях и сразу» – невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (с греч. – расчленение). Анализ системы – это изучение её частей и связей между ними (внутренних связей), а также связей между системой и внешним миром (внешних связей). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе).

Существует огромное количество различных систем: материальных, социальных, технических, биологических, педагогических и т. п. Но у всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих характеристик разные.

Любая система имеет:

1) цели создания;

2) состав и характеристики частей (структура);

3) связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами);

4) ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные,

энергетические);

5) результаты, вырабатываемые системой (полезные и вредные);

6) особенности функционирования системы (поведение).

Основатели ТРИЗ (Г. Альтшуллер и др.) выделяют следующие свойства систем.

1. Главным свойством системы является ее целостность, т. е. появление таких новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют несводимостью свойств.

2. Основное свойство сложных систем – это наличие цели. Любая система создается для достижения каких-то целей. Большие системы, как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели могут меняться.

3. Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так, детей в школе объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение, т. е. в интересах всего общества.

4. Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и самоуправлению. Управление нужно для более эффективного выполнения целей.

5. Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться. Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.

6. Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.

7. Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и функциям.

8. В процессе своей жизни системы проходят зарождение, развитие, старение, гибель. Например, у людей: рождение; детство – отрочество – юность – зрелость; старость; смерть.

Мир в целом, как и любой объект этого мира, обладает такими свойствами как системность и иерархичность. Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называют подсистемами. В свою очередь сами системы являются частью систем более высокого уровня, называемых надсистемами, которые, в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня и т.д.

Для систем характерна иерархия - это определенный порядок расположения элементов в системе, например, от высшего к низшему или в порядке подчинения. Например, директор школы, заведующий учебной частью школы, учитель, ученик,…

Иерархическая структура необходима для эффективного управления. Человек не может эффективно управлять более 10–15 людьми, если они выполняют независимые операции, но может эффективно управлять целой страной, если правильно построена иерархическая система и власти, и подчинения.

Для развития системного мышления важно знать, что системы состоят из частей. Это позволяет утвердиться во мнении, что:

1) мир не однороден;

2) чтобы познать систему, необходимо провести ее анализ по элементам;

3) необходимо вычленить основания, которые позволят определить, чем отличается одна система от другой;

4) чтобы построить правильную модель системы, требуется знать единый набор характеристик системы и уметь интерпретировать эти характеристики в зависимости от цели функционирования системы.

Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям. Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число надсистем, в которые эта система входит как часть. Например, окно состоит из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль... – те системы, в которые окно входит как их часть.

Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например, трудно себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов (глаза, руки, сердце, почки...), а все функции выполняет некий «бесструктурный бульон».

В ТРИЗ существует ещё одно очень важное положение системного подхода: системный эффект. Свойства организованной системы не есть сумма свойств её частей, а нечто большее. Это нечто большее называют системным эффектом. Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.

Или: объединили два ствола, получили двустволку и вместе с ней возможность стрелять мелкой дробью, когда дичь близко, и крупной – «в угон», когда дичь далеко.

Это – системный эффект. Кроме того, вместо двух получаем: один приклад, один прицел, один ремень, один чехол, один шомпол... А вот эти неожиданные выигрыши, получившиеся от объединения частей в систему (двух одноствольных ружей в одну двустволку) помимо системного эффекта, называют сверхэффектом. Как правило, и целью и результатом объединения частей в систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.

Рассмотрим систему – автомобиль. Подсистемы автомобиля – колеса, кузов, двери, двигатель... Системный эффект – возможность перевозить людей и грузы. Это – положительный, заранее ожидаемый системный эффект, то, ради чего была сделана система. Но, как правило, в результате создания системы появляются и отрицательные системные эффекты: выхлопные газы, возможность наезда, затраты бензина...

Выходит, что положительный системный эффект – это цель создания системы, а сама система («железки») – это расплата за положительный системный эффект. А отрицательный системный эффект – это расплата за наши ошибки при конструировании системы и при ее использовании.

Сверхэффект – непредусмотренный, неожиданный системный эффект, он также может быть и положительным (например, можно вечером осветить фарами автомобиля поляну для пикника), и отрицательным (например, непредвиденное увеличение налога за техосмотр автомобиля).

В теории решения изобретательских задач отмечена и такая закономерность: отрицательный системный эффект часто порождает отрицательный сверхэффект («Пришла беда – открывай ворота»). Но зато и наоборот, положительный эффект открывает серию положительных следствий (положительных сверхэффектов), типа: «деньга деньгу любит».

Вот несколько примеров сверхэффектов при функционировании системы, используемых на тренингах по ТРИЗ (С. Крутько и Е. Буянов).

1. Одному научно-исследовательскому институту предложили срочно разработать прибор для измерения температуры жуков-долгоносиков. Руководитель института назначил группу инженеров для разработки прибора по определению температуры жуков, определил стоимость работ, установил срок окончания в 1 год, премию... Велико же было его удивление, когда к концу дня, один инженер, знакомый с системным эффектом, предложил блестящее решение: собрать долгоносиков в стакан и сунуть туда обычный термометр!

2. Во времена Птолемея (II в. до н. э.) считали, что законы небесные и земные принадлежат к разным областям и их нельзя смешивать. Так, физику и астрономию считали совершенно разными науками. На самом деле научное знание о природе представляет собой единую систему, элементы которой тесно связаны и обусловливают друг друга. Разделение наук на физику, химию, астрономию, биологию… сделано искусственно для удобства изучения, и не больше. На самом деле, есть один Мир и есть одна Наука, его изучающая, поэтому так плодотворны объединения разных наук в систему: биохимия, геофизика, биотелеметрия, биогидроакустика ...

3. Известно, гепарды – самые быстрые млекопитающие (скорость их бега достигает 120 км в ч), успешно охотятся на антилоп и ланей – в одиночку. Шакалы собираются стаями и отнимают добычу у гепардов. А гепарды не догадываются объединиться.

4. Семья тоже появилась ради системного эффекта: рождения детей, их воспитания, кормления, защиты, семейного счастья... Развод – это пример разрушения системного эффекта.

5. Сборные чаи, многотравные бальзамы – тоже являются системами и действуют на организм сильнее, чем каждая их компонента в отдельности.

6. Приведем две классические, сказочные, «музыкальные системы»: бременских музыкантов (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет («...проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Подсистемы первой четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета не получилось. Согласованная система гусей из стихотворения «Гуси» спасла утенка из пасти волка. Примером того, что может сделать человеческий гений из обыкновенного кирпича, заметьте, неотличимого один от другого, является шедевр готики – костел Святой Анны в Вильнюсе (XV в.) или просто дом, в которым Вы живете.

7. Притча: Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не ели и ругались. В чем дело? И тут проповедник понял, в чем дело, у людей руки не сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли. Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за которым сидели люди и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный ресурс – системный эффект. Любое объединение дает какой-то эффект. Однако не всякое объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях, цветах, металлах.

Таким образом, системный подход – это попытка найти некоторые специфические методы, способные помочь решению всё усложняющегося комплекса проблем, с которыми специалисту приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Овладение этими методами и есть развитие системного мышления.

Развитие системного мышления, согласно теории решения изобретательских задач Г. Альтшуллера связано с:

- освоением языка описания систем и их взаимодействий (в ТРИЗ, например, это вепольный анализ);

- изучением законов строения и развития систем;

- формированием приемов выявления и анализа новых потребностей;

- формированием приемов анализа функционирования систем и их преобразования;

- формированием приемов синтеза уже преобразованной системы.

Благодаря развитию системного мышления педагог-исследователь может конструировать системы, которые позволяют получить педагогический эффект, значительно превосходящий тот, который возможен при раздельном функционировании элементов системы.

Отдельные элементы системы являются подсистемами по отношению к рассматриваемой системе, т. е. они также могут состоять из элементов, непосредственно взаимодействующих друг с другом, и т. д. В свою очередь, каждая система может рассматриваться как подсистема (элемент) другой системы более высокого порядка — надсистемы. Таким образом, сама система, её подсистемы и надсистема, в которую она входит, образуют иерархию, формируя непрерывный ряд все более и более усложняющихся элементов. Наряду с подобным иерархическим рядом существуют (иногда взаимодействуя с ним непосредственно, а иногда и имея к нему лишь отдалённое отношение) другие ряды систем; весь окружающий нас мир и является, по сути, совокупностью этих рядов. Системное мышление – это инструмент, позволяющий выстраивать системную иерархию необходимых элементов для решения педагогических задач, исходя из конкретной педагогической ситуации.

5.3. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
КАК «ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА»

Современные инновационные технологии обучения чаще всего предполагают способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [1].

Такого рода обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Как отмечает В. Б. Гаргай, «развитие профессионализма всегда идёт через “другого человека”, который может быть представлен и непосредственно как живой объект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы» такое обучение называют интерактивным обучением.

По мнению Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1) учебно-познавательную (предельно-конкретную);

2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [3].

Анализ теории и практики интерактивного обучения в вузе позволяет сделать вывод о его эффективности по сравнению с традиционным обучением студентов [1–7]. Отметим некоторые достоинства интерактивного обучения в высшей школе.

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечёт за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Подобного рода инновации повышают мотивацию и вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности студентов, побуждает их к конкретным действиям. В данной ситуации каждый успешен, вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, такое обучение формирует у каждого участника образовательного процесса способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, находить выходы из неё. Интерактивное обучение позволяет субъектам познания обосновывать свои позиции, жизненные ценности; развивает личностные черты характера (умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнёрское общение), проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт и доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска путей истины.

Как известно, опыт не передаётся, но интерактивные методы обучения позволяют осуществлять перенос способов организации деятельности, получать новый опыт деятельности, общения, переживаний. Как отмечает С. В. Белова, диалоговое обучение даёт:

– опыт установления контакта, взаимозависимых ценностно-смысловых отношений с миром (культурой, природой), людьми и самим собой – опыт диалогической познавательной деятельности, социально-нравственных коммуникативных отношений и самопознания, «самостроительства»;

– опыт переживания единения (общности с миром, с другим человеком и с самим собой, признание этого переживания в качестве источника и стимула собственного личностного роста) [4].

Активная деятельность всех участников образовательного процесса обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей. Групповые обсуждения оказывают влияние на изменение социальных установок и поведения участников процесса.

Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Учебной микрогруппе:

– развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

– формирование ценностно-ориентационного единства группы;

– поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

– развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «преподаватель – группа»:

– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

– многомерное освоение учебного материала;

– формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию, не только в учебных, но и иных ситуациях.

Чтобы получить новый опыт, надо забыть то, что вы уже знаете.

Получение опыта связано с отождествлением, а осмысление опыта – с разотождествлением.

Обратите внимание: пока мы получаем какой-то опыт, мы совершенно не склонны осознавать его.

Новое переживание. Новый опыт – это новое переживание. Если я блокирую новое переживание, то блокирую и новый опыт. Таким образом, продолжаю находиться в старом опыте. Если я блокирую переживание красоты, смеха, радости, значит, у меня есть образ самой себя некрасивого, нерадостного, невеселого. Этот образ препятствует вхождению нового опыта, т. е. нового переживания.

Смысл. Никто не скажет вам, кто вы, зачем вы, и не вложит смысл в то, что вы делаете, кроме вас самих. Во всё, что мы делаем, мы сами вкладываем смысл. Но каков этот смысл? Вот основной вопрос.

Медаль опыта. Негативный и позитивный опыт – это две стороны одной медали. Чтобы получить эту медаль, вам надо прожить и принять опыт обеих сторон.

Новое знание. Новое знание может прийти и уйти, его можно забыть, но если оно стало вашим осознанным переживанием, то оно никуда уже не уйдет.

Отождествление. Мы пришли в эту реальность исследовать опыт дуального восприятия жизни, т. е. самого себя. Исследователь, отождествившийся с тем, что он исследует, не может делать свою работу. Сделав что-то, он должен отойти и посмотреть, что получилось. Так отойдите от своей жизненной ситуации, посмотрите на нее и расскажите о ней.

Осознав полученный нами опыт, мы можем выйти из него, но мы отождествились с ним и стали считать себя им.

Мы не есть опыт, который получаем здесь.

Отождествление и разотождествление. Как только ты начинаешь осознавать свое состояние, ты из него выходишь. Поэтому если человек механически находится в каком-то состоянии, он будет всячески сопротивляться его осознанию.

Собственный опыт. Важен собственный опыт проживания, а не просто знание, почерпнутое откуда-то.

Роли. В родственных отношениях мы получаем большую часть человеческого опыта. Этот опыт мы получаем через исполнение ролей. Среди них мужские: отец, сын, муж, брат, любовник; и женские: мать, жена, дочь, сестра, любовница. Если какая-то из этих ролей у вас не проработана, то вы будете проходить опыт, связанный с ней, принудительно.

Опыт двойственностей. Вы не сможете выйти из трехмерной реальности, пока не получите весь опыт двойственностей и не осознаете его.

Смысл и опыт. Какой смысл вы внесете в исполняемую вами роль, такой опыт и получите.

Дуальный опыт. В дуальной вселенной мы получаем опыт страха, разделенности, боли и страдания.

Негативный опыт. Полюбите себя за свой негативный опыт.

Осознание опыта. Осознание опыта вашей жизни приведет вас к любви и мудрости. Только не отождествляйтесь со своим прошлым опытом, просто рассказывайте о нём, как школьник рассказывает об условиях задачи и о том, как он ее решал. Когда идет отождествление с опытом, кажется, что вы «всю душу наизнанку выворачиваете», а в нее плюют, что не ладится только у вас, а у остальных все нормально. Но такое состояние есть следствие вашего отождествления с тем, чем вы не являетесь.

Жизненные уроки. Для того чтобы получить жизненный урок, надо с ним отождествиться. Для того чтобы извлечь урок, надо отождествиться с его условиями. Я могу, например, осознанно потерять осознанность. Для того чтобы получить переживание, надо быть в определенной степени неосознанным. Я этого не боюсь, могу нырнуть в глубокий сон, зная, что когда закончу выбранный урок, вынырну из него.

Мы проходим в этой реальности достаточно непростые уроки разделения для того, чтобы осознать себя Творцами, почувствовать Безусловную Любовь, научиться. Творить через Намерение.

Опыт и проблемы. На самом-то деле вам нужно получить опыт, при этом вы думаете, что вам надо решить свои проблемы.

Язык. Язык, которым мы пользуемся, возник как следствие необходимости получения человеком опыта разделенности и неосознанности. Опыт, который человечество получало и пока продолжает получать, это опыт борьбы и единства противоположностей. Когда человечество осознает этот опыт, произойдет появление и распространение языка, отражающего следующее качество опыта людей, в которое они перейдут с пониманием своего единства и взаимосвязи всего со всем.

Единство. Переход к единству сопровождается осознанием опыта, полученного в Разделенности.

Опыт дуальности. В нашем мире опыт обретается через переживание, создаваемое противоположными сторонами нашей личности.

Смена опыта. Выход из старого опыта сопровождается его осознанием. Если нет осознания полученного опыта, т. е. его продолжение.

Блокировка памяти. Блокировка памяти о себе целостном является необходимым условием получения опыта двойственности.

Опыт разделенности. Если человек следует намерению Духа, то у него не будет никаких проблем. Всё дело в том, что люди отделили себя от Духа. Иначе проживать опыт разделенности невозможно.

Опыт как переживание. Опыт – это чувства, пережитые в связи с определенным видением происходящего с тобой. Твоим опытом является лишь то, что ты пережил сам. В любой ситуации, которую мы создаем в своей жизни, мы получаем опыт. Какой опыт вы получаете в своей жизни?

Каков ваш опыт? Каждое мгновение жизни мы получаем определенный опыт. Вопрос лишь в том, какой это опыт и какой мы выбираем следующий опыт?

Присоединить или отбросить? Основная проблема возникает тогда, когда мы вычеркиваем кого-то из своей жизни. Когда что-то происходит не так, как мы хотим, мы говорим: «Ну и пошел!», «Ну и пошла!». Мы делаем операцию разделения, а не присоединения. Это очень важный момент. Любой опыт, полученный нами с другим человеком, это наш опыт. И что же мы с ним делаем? Мы его отторгаем. Если его присоединить к своему сердцу, тогда не будет состояния боли. Я присоединяю его, и он никуда не уходит. Другой человек никогда от меня не уходит, он пришел в мое сердце, и он там всегда.

Может быть, ревность как раз и связана с тем, что человек, который ревнует, думает и говорит: «Либо ты со мной, либо ты уходи. Если ты уделяешь свое внимание еще кому-то, тогда я тебя вообще убираю из своего сердца, тогда я выбрасываю тебя». Но это неверно. Если ты не отбрасываешь свой опыт и человека, с которым его получал, а принимаешь его в свое сердце, то будет ли при этом ревность? Могут быть разные состояния, но это не ревность. И любой опыт, который я хочу получить с этим человеком, я получу, если я не выбрасываю его из своего сердца.

Я сейчас предлагаю прочувствовать весь опыт, который вы считали негативным, и тех, с кем он был получен. Это то, что было отторгнуто вами, когда было сказано, что «если не со мной, то тогда вообще уходи», в разных вариантах, в отношениях с матерью, отцом, другими людьми. Присоедините этот опыт в свом сердце. Ни один человек не уходит из твоей жизни, не может уйти. То, что было прожито, как бы оно не было прожито, это то, что ты выбирал.

ГЛАВА 6

ИДЕИ КАЧЕСТВЕННОГО
И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
ПОДХОД

Наши рекомендации