Практические методы обучения природоведению

Практические методы обучения характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний раз--личные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведе­ние итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что спо­собствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явле­ний природы.

Практические методы тесно связаны со словесными и на­глядными (показ, объяснение учителем предстоящей работы и др.). При выполнении какого-либо практического задания учитель ставит перед учащимися задачу и раскрывает струк­туру ее выполнения. При этом особенно важно, чтобы задача была сформулирована как проблемная, В процессе решения ее школьником необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и мыслительную деятельность. Ус­воение знаний в процессе практической деятельности активизи­рует учебный процесс, развивает самостоятельность и творчест­во учащихся. Знания, до­бытые школьниками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной прак­тической и мыслительной деятельности. Применение в процессе обучения практических методов позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения для их усвоения и применения в новых ситуациях.К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебном участке.

43. Урок как основная форма обучения природоведению.Урок природоведения является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий. Однако надо помнить, что эта работа проводится систематически из урока в урок, поэтому каждая тема программы представляет собой систему логически связанных между собой уроков. Чтобы ясно и отчетливо представить себе место каждого урока в этой системе, учитель осуществляет тематическое планирование, где намечает формы, методы и приемы работы, позволяющие ему достичь поставленные цели в процессе обучения и воспитания.К урокам природоведения предъявляют следующие требования:1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.2. Содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихся, необходимо дифференцировать индивидуальные задания.3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Наши рекомендации