Вклад Д. Н. Кайгородова в развитие методики преподавания естествознания.

Д. Н. Кайгородов. В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым.. По научным взглядам Д. Н. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьников научной системы знаний о природе. Признавая «биологический метод», Кайгородов отдавал предпочтение «принципу общежития», как наиболее способствующему раскрытию божественной мудрости творца. В основу его программы было заложено изучение природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.) тех или других растений и животных, с их разнообразными взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года. «Само собой разумеется, что краеугольным камнем в преподавании такого природоведения должна быть экскурсия…» рациональное, что было в его программе не было в полной мере использовано его современниками. проведение систематических экскурсий, организация фенонаблюдений, изучение биоценозов, эстетическое восприятие природы), Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела

Взгляды В.П. Вахтерова как педагога-методиста.

В. П. Вахтеров. опыт создания учебных пособий для младших школьников. Его книги для чтения «Мир в рассказах для детей» предназначались для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов. В. П. Вахтеров придерживался взглядов К. Д. Ушинского и А. Я. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. В его основном труде «Предметный метод обучения» (1907) содержатся требования к использованию наглядных пособий, проведению предметных уроков и экскурсий.

№10. Вклад Д.Д. Семенова, значение его работ в развитие методики преподавания естествознания.

Д. Д. Семенов педагог-географ.Он начал совместную работу с К. Д. Ушинским в 1860 г. Д. Д. Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпусках. В 1862 г. вышли три части «Уроков географии» Д. Д. Семенова. К. Д. Ушинский дал этому учебнику высокую оценку. Им были впервые выражены основы краеведческого принципа обучения. Д. Д. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение, но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.

№11 Вклад последователя А.Я. Герда Л.С. Севрука в развитие методики преподавания естествознания.

Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867–1918). В 1902 г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествозна- ния». Ученый разделял мысли А. Я. Герда о том, что в младших классах дети должны полу- чать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться принципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л. С. Севрук считал беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми пони- мал и проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методиче- 24 Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические: СПБ, 1907. – С. 62. 25 Кайгородов Д. Начальная ботаника. – СПб., 1900. – С. 2. 26 Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические: СПб., 1907. – С. 70. Е. В. Григорьева. «Методика преподавания естествознания: учебное пособие» 27 ское руководство по курсу естествознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому»

Наши рекомендации