Схемы анализа педагогических конфликтов М. М. Рыбаковой
И. Н. Шаповал
АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ М. М. РЫБАКОВОЙ.. 2
МЕТОДИКА АНАЛИЗА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (МАКС) В. А. СМЕХОВА 5
КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА Ш. ФЕЙР И Х. КОРНЕЛИУС.. 7
РЕСУРСНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА В. Н. КОВАЛЕВА.. 9
КОМПЛЕКСНЫЙ КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА В. Н. КОВАЛЕВА.. 16
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ М. М. РЫБАКОВОЙ
Маргарита Михайловна Рыбакова – специалист в области межличностных педагогических конфликтов.
Отмечает: в практике существует четыре способа анализа конфликтных ситуаций.
1. Первый способ состоит в перечислении поступков учеников, а также педагогических приемов и действий учителя, которые должны восстановить порядок. Это инструментарий авторитарной педагогики, который может принести лишь сиюминутную выгоду только одной стороне – учителю, но не приведет к конструктивному решению проблемы для ученика.
2. Второй способ состоит во фрагментном привлечении психологических знаний без глубокой их переработки. Здесь знания используются лишь для обоснования педагогических приемов воспитательного воздействия, а не для анализа мотивов, интересов, поступков, потребностей ребенка.
3. Третий способ состоит в переносе внимания педагога с поступка на личность, тогда центром внимания становится не сама ситуация или поступок, а ученик, его личность. Этот способ также предполагает анализ поведения не только ребенка, но и самого педагога. Он затрагивает глубинные пласты проблемы. Дает возможность вскрыть первопричины педагогического конфликта, но не позволяет определить пути и средства решения проблемы.
4. Четвертый способ включает рассмотрение вариантов предупреждения конфликтов путем нестандартного его разрешения (возможно, в нескольких вариантах), в чем проявляется подлинное педагогическое мастерство учителя.
М. М. Рыбакова предлагает педагогам альтернативный вариант анализа педагогического конфликта с использованием трех нижеследующих опорных схем. Опорные схемы анализа М. М. Рыбаковой:
– предполагают всестороннюю оценку конфликта – место участников, их силу и ранги, личностные позиции и др.;
– позволяют:
1) выявить открытые мотивы конфликта,
2) найти пути его решения.
Однако без специальных знаний психологии это проблематично, так как обучение анализу конфликтных ситуаций нельзя свести к усвоению алгоритмов действий психолога или педагога по четко выработанным схемам. Здесь мало знать схему анализа, но учитывать возрастные особенности, межличностные, гендерные, возрастные отношения, личные проблемы, мотивы, опасения, установки и др.
Кроме того, вышеизложенные схемы не содержат детального инструментария того, как вести диалог с субъектами конфликта и как объективно проанализировать ситуацию, если вы сами стали ее участниками.
Вместе с тем вышеизложенные схемы могут быть успешны при анализе не только педагогических, но и любых типов межличностных и внутригрупповых конфликтов. Их можно, сокращать, объединять, модифицировать. Они предельно просты и удобны.
Схемы анализа педагогических конфликтов М. М. Рыбаковой
Схема 1 | |
наиболее удобна для анализа конфликтов между учащимися и педагогами | |
1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка. | - место возникновения, - деятельность участников, - условия и др. |
2. Что этому предшествовало? | - события, - состояния, - разговоры, - действия. |
3. Какие особенности участников проявились в их поведении, поступках? | - возрастные, - индивидуальные. |
4. Ситуация глазами участвующих сторон. | - педагога, - ребенка, - родителей. |
5. Личная позиция каждого участника в возникшей ситуации | - отношение друг другу. |
6. Реальные цели педагога, преследуемые во взаимоотношении с учеником (чего хочет учитель?). | - избавиться от ученика, - помочь ему, - или он безразличен к его судьбе. |
7. Что нового узнали оппоненты друг о друге из ситуации, поступка. | - познавательная ценность конфликта. |
8. Основные причины возникшей ситуации или конфликта, его содержание и тип. | - конфликт деятельности, - конфликт поведения, - конфликт отношений. |
9. Варианты управления конфликтом. | - погашения, предупреждения и разрешения ситуации, - корректировка поведения ученика, родителя или педагога. |
10. Выбор способов управления конфликтом | - средств и приемов педагогического воздействия, - определение конкретных мер по устранению инцидента. |
11. Прогноз. | - варианты исходов конфликта. |
Схема 2 | |
- может быть использована для анализа любого типа конфликта, - наиболее эффективно используется в системе «ученик – ученик», «педагог – педагог» | |
1. Описание конфликта. | - ситуации, - участников (характеристика). |
2. Определение ситуации, когда каждый из участников мог бы предупредить ее переход в конфликт. | - оценить, каким образом. |
3. Что помешало оппонентам сделать это? | - эмоциональное состояние, - присутствие свидетелей, - растерянность, - неожиданность и т.п. |
4. Приемы погашения (предупреждения) конфликта. | - какие приемы мог бы использовать каждый из участников, - как он их использовал. |
5. Анализ своего поведения, ошибок (какую информацию получил каждый участник конфликта?). | - о своих коммуникативных качествах, - о своих достоинствах и недостатках, - о своих просчетах и т.п. |
6. Прогноз. | - варианты взаимоотношений оппонентов после конфликта |